Проблема интеллектуальной стагнации

Jan 25, 2025 16:06


Цитаты из раздела с таким названием из книги Рэндалла Коллинза, Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения, 2002.

'В исследованиях интеллектуальной жизни внимание преимущественно уделялось периодам творчества. Тем не менее мы осознаем, что такое творчество, только посредством контраста. ... Нет никакой гарантии, что мы сами ( Read more... )

Leave a comment

wampus_999 January 25 2025, 18:40:49 UTC

//Утрата идей заставляет нас размышлять о Темной эпохе, вызванной разрушением материальных условий цивилизации, например об упадке Рима на Западе.//

Уже не в первый раз замечаю, что на Западе, говоря о Темных веках упирают именно на "разрушение материальных условий цивилизации", хотя главной причиной тысячелетней стагнации по всем направлениям было влияние пришедшей к власти христианской церкви, буквально запретившей любые исследования и уничтожившей большую часть письменного античного наследия. Только с XIII века многое, но далеко не все, начали восстанавливать по арабским переводам, что и послужило первоначальным толчком к эпохе Возрождения.

Reply

evgeniirudnyi January 25 2025, 18:48:16 UTC

Я бы сказал, что это упрощенный взгляд. Схоластика сыграла свою роль, а также нельзя забывать, что римляне действительно не стали перенимать лучшее из греческих достижений. На этот счет есть вот такая книга, где причиной начала упадка считается завоевание Греции Римом:

The Forgotten Revolution: How Science Was Born in 300 BC and Why It Had to Be Reborn

https://en.wikipedia.org/wiki/Lucio_Russo

Reply

wampus_999 January 25 2025, 19:20:22 UTC

Что-то он больно узко берет, чуть ли не одну Александрию. По-моему энтузиазм его чрезмерен и заслоняет целостную картину реальности. Такое бывает с людьми, увлеченными моноидеей. Вроде А.Т.Фоменко. Тем не менее надо посмотреть, эта тема меня интересует.

Схоластике мы обязаны некоторыми достижениями в области философии, формальной логики и рационального мышления, но главной ее задачей было торможение всего, что не вписывалось в каноны.

Reply

evgeniirudnyi January 25 2025, 19:24:59 UTC

Я не историк, но он прав в том, что в Риме эти исследования затухли, причем задолго до прихода христианства к власти. Отзывы историков, насколько я помню, были неплохие.

Отличие его в том, что обычно рассматривается греческая философия. У него новое в том, что после Аристотеля было развитие не философии, а нечто, похожее на естественные науки. Насколько эта часть верна - не знаю. Но ведь у римлян не было ничего подобного Архимеду, это вроде бы никто не отрицает.

Reply

wampus_999 January 25 2025, 19:41:57 UTC

Даже при затухании исследований никто бы не стал уничтожать трактаты, ходившие во множестве списков, поэтому что-то успели спасти арабы. А вот о роли церкви многое известно историкам, советские много об этом нарыли, т.к. не были ангажированы, а наоборот старались докопаться до правды.

Особенно император Феодосий II постарался, издавал указы об уничтожении "языческих" и "еретических" книг, прежде всего философов.

Reply

the_samian January 26 2025, 02:15:34 UTC

Где можно прочитать про указы этого императора об уничтожении книг? Очень занимающая меня тема.

Reply

wampus_999 January 26 2025, 05:45:35 UTC

Прошу прощения, специально научным сбором информации по этим вопросам не занимаюсь, поэтому ссылок под рукой нет. Но читать об этом приходилось неоднократно. Например, в большинстве предисловий к "Евангелию от Фомы" говорится о том, что эти рукописи скорее всего были захоронены монахами близлежащего монастыря после того, как александрийский митрополит Афанасий Великий в 367 году разослал письмо, предписывающее всем христианам держаться строгого канона христианского Писания и уничтожить все остальные "еретические", то есть не одобренные церковью манускрипты.

В 435 и 448 годах по указам императора Феодосия II были уничтожены все списки трактата «Против христиан» философа Порфирия.

Reply

the_samian January 26 2025, 08:34:39 UTC

Спасибо.

Reply

nikital2014 January 25 2025, 21:25:07 UTC

=уничтожившей большую часть письменного античного наследия=

Это Вы про то самое "сожжение Александрийской библиотеки христианами" (мулька эпохи Просвещения, давно опровергнутая) или какие-то новые данные появились?

Закат античной культуры начался с кризиса третьего века, то есть за столетие до хоть какого-то господства христиан.

Reply

the_samian January 26 2025, 02:19:23 UTC

В значительной мере так, но не совсем. Кризис III века привел к иррационализации античной культуре и созданию почвы для христианства. Которое, в свою очередь, усугубила интеллектуальный кризис и "вбила гвоздь в крышку гроба" античной культуры. То есть там была ситуация положительной обратной связи.

Reply

nikital2014 January 26 2025, 02:50:11 UTC

Ну, это уже можно как-то обсуждать. Но насколько я понимаю, в этой модели основной причиной упадка является все же "разрушение материальных условий цивилизации"? Если так, то тогда не следует сбрасывать со счетов, что христиане в условиях этого самого разрушения сумели сохранить определенную часть античного наследия, обусловив тем самым его последующее частичное возрождение. То есть, гвоздь в крышку гроба может и забили, но труп забальзамировали и подготовили к будущему воскресению, так сказать :)

Reply

alaev January 26 2025, 09:49:27 UTC
alaev January 26 2025, 09:26:54 UTC
- главной причиной тысячелетней стагнации по всем направлениям было влияние пришедшей к власти христианской церкви, буквально запретившей любые исследования и уничтожившей большую часть письменного античного наследия

Это у вас какая-то боевая советская пропаганда, причём самого ядовитого сорта. Христианство было гос.религией Византии тысячу лет, и при всех своих скромных ресурсах научное наследие она по крайней мере сохраняла, и отчасти и развивала. Мы не так много знаем о ней, так как все архивы погибли.

- В ранней Византии (V-VII века) архитекторы и математики Исидор Милетский и Анфимий Тралльский использовали сложные математические формулы для строительства великой церкви Святой Софии, технологического прорыва для своего времени

- Иоанн Филопон (Грамматик) был ... первым, кто подверг критике Аристотеля и аристотелевскую теорию свободного падения. ... Галилей существенно цитировал Филопона в своих работах и последовал за ним в опровержении аристотелевской физики... )

Reply

wampus_999 January 26 2025, 11:25:20 UTC

Спасибо, знаю. Списочек византийских "прорывов" за чуть не тыщу лет весьма хиленький и сомнительный. Такого же для Западной империи вообще не находится (кстати, гляньте список греческих изобретений и открытий - впечатляет!). Получается, что не благодаря, а вопреки. Но я ценю ваше стремление реабилитировать церковь. Жаль только, что по своему прямому назначению - духовному - ее достижения были еще скромнее.

Греческий огонь привезли из Сирии.

Собор таки успели построить до окончательного обрушения и потери прежних знаний.

Филопон был проклят и никто больше о нем не слышал 600 лет.

Пселл - "Сочинение Пселла носит на себе яркий отпечаток представляемой им эпохи полного упадка греческой математики", но в основном он занимался сочинением панегириков и обвинительных заключений. "Огромное наследие" - богословские сочинения.

Просто задумайтесь, почему возрождение науки началось только после XIII века и знания пришлось черпать, переводя арабские источники, да еще накрывшись одеялом)).

Кстати, Кеплер, а это уже XVII век(!), только потому смог ( ... )

Reply

alaev January 26 2025, 11:43:47 UTC
- Шучу.

Вам, видимо, весело, а мне от чтения ваших комментов что-то невесело. Давайте вместе попробуем поставить рядом две цитаты и не торопясь, вдумчиво прочитать их:

Wampus_999: "главной причиной тысячелетней стагнации по всем направлениям было влияние пришедшей к власти христианской церкви, буквально запретившей любые исследования и уничтожившей большую часть письменного античного наследия"Википедия, статью про Пселла (1018 г.р.): "сын бедных родителей ... с 10-ти лет поступил в школу, где обучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешёл к высшему образованию и изучал риторику, философию и юриспруденцию; ... Очень долгое время он был преподавателем основанной им в Константинополе школе, где обучал риторике, философии и истории права; особенное внимание он обращал на философию Платона. ... Сочинения Пселла чрезвычайно разнообразны. Он писал трактаты по всем наукам: философии, грамматике, праву, агрономии, медицине, математике, риторике, музыке; по его произведениям можно составить себе общую картину византийской образованности XI ( ... )

Reply

wampus_999 January 26 2025, 11:57:14 UTC

Вы не различаете панегирик и биографию. Похоже, сильно повлияло чтение житий святых, составлявшихся примерно так же. А за хамство вам бан, уважаемый.

Reply


Leave a comment

Up