Рэндалл Коллинз, Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения, 2002.
'Мы не можем приписать главные изменения и протестантизму. С одной стороны, это неверно с точки зрения хронологии. Лютер прибил свои тезисы к двери Виттенбергской церкви в 1517 г.; основные протестантские секты и позиции национальных церквей выкристаллизовались уже к 1560 г. Однако в 1500-е гг. мысль главным образом продвигалась по путям, хорошо проторенным гуманистами, аристотеликами, схоластами, каббалистами, мистиками. Сколько-нибудь крупной перестройки философии не было до середины 1600-х гг.'
'Объяснение философской революции протестантизмом зиждется на двух неверных предпосылках: во-первых, что религиозный контроль по своей внутренней сути противоположен интеллектуальной инновации, во-вторых, что протестантизм более либерален или менее авторитарен, чем католичество. Второе совершенно неверно для любого периода до 1700 г.'
'протестантский мир часто давал интеллектуалам гораздо меньше автономного пространства. Данная церковь стала склоняться к догматизму, особенно когда в процессе Реформации появились сильные опорные пункты местной власти. Кальвинисты с их слиянием церковного и политического сообществ представляли собой крайне авторитарную среду.'
'В науке картина предстает более смешанной с точки зрения разделения на католиков и протестантов. Коперник был должностным лицом католической церкви, Гассенди и Мерсенн - священниками, Клавиус и Кавальери - иезуитами, Торричелли и Вивиани - учениками иезуитов, Паскаль обратился в янсенизм. Те, кто совершил математическую революцию, - Кардано, Тарталья, Виет, Декарт, Ферма - все были католиками. К стану протестантов мы можем причислить Тихо Браге, Кеплера, Напьера, Гильберта, Стевина и Снелля (Снеллиуса); Гарвей был протестантом, учившимся в католическом университете Падуи. … Наши развернутые во времени сравнения должны подготовить нас к принятию идеи о том, что в богословском аспекте наука нейтральна.'
К теме:
Как католическая церковь создала западную цивилизацию