Увидел заголовок статьи, который меня несколько удивил - ‘Возможно ли понимание в естествознании: история проблемы‘. Со всех сторон слышно, что объяснение является целью науки, а в то же время объяснение вроде бы связано с пониманием. Как оказалось, решительное размежевание между пониманием и объяснением провел Вильгельм Дилтей в 1894 году: ‘
(
Read more... )
Comments 36
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Наука.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
То, что вы сказали про историко-филологический метод - это понятно. Но объяснение такого рода не переносится на другие науки. То есть, получается, что значение "научное объяснение" зависит от контекста.
Reply
берется образец (ты сам) и помещается в те условия, в которых находится тот, кого нужно понять. Конечно же, работает это отвратительно, т.к. даже если удалось точно определить контекст, сами-то образцы не нормированы.
В естественных науках происходит то же самое, например, что такое молекула идеального газа, как не способ понять все возможные реальные молекулы газа?
Хотя я согласен с тем, что в гуманитарных науках существует свои категории, потому что попытки осмыслять природу с помощью гуманитарных методов приводят к рождению всевозможных теорий заговора (самые популярные из которых - монотеистические религии). Но если действовать аккуратно, то такое переобразование возможно. Например, "аттрактор" вполне соответствует категории "цель" и т.д.
Reply
Reply
Также идеалу можно сопоставлять ситуации, связанные с выбором. Например, решение обладающее наименьшей вычислительной сложностью будет идеальным, в отличие от.
В общем случае, кмк, идеал - это то, что даже теоретически не подлежит дальнейшей оптимизации.
Цикл Карно - идеальный процесс, и т.д.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment