Попытался понять, что психологи понимают под восприятием - просмотрел книгу В. А. Барабанщикова Психология восприятия. Должен признаться, что я далек от собственно психологических проблем. В книге автор вводит свою концепцию восприятия для возможности обсуждения экспериментов, проводимыми психологами по исследованию восприятия. С этой точки зрения
(
Read more... )
Reply
Ответить на вопрос что такое вообще субъективные образы кратко не получится , я раньше писал что главное это наличие не менее двух систем абстракции , первая является чем-то вроде ворот связывающих субъективный мир с объективным , она состоит из множества элементов которые конкурируют посредством перекрестного торможения в слое и учатся тем самым просто тупо специализированно отвечать на что-то , одни на что-то одно , другие на что-то другое - такая система работает по сути со всем что вообще активирует рецепторы. Так как слоев много и элементов в слое много , то система учится на будущее - с запасом( и позже не меняется существенно). На втором этаже абстракции предполагается возможность реагировать только на какие-то конкретные из всех регистрируемых признаков специализаций на первом уровне. То есть чтобы была возможность адресно реагировать на различные явления мира , нам нужно для начала сотворить универсальный детектор разного , а вот уже из того что он детектирует мы можем выбирать важные или не важные явления. И нужен критерий важности , собственно таким критерием могут быть потребности организма, но предполагаем что детекторы отвечающие на важность для организма будут вероятно подготовлены эволюцией и вот они то - позволяют ответить на вопрос насколько выбранное поведение в ответ на признаки характеризующие некое явление хорошо или плохо для организма. Таким образом видение или субъективные образы , это по сути система организации адресного ответа и оценки с точки зрения "витального интереса" живого организма. Нет ли в такой картинке непреодолимых методологических проблем я пока еще не понял...
Reply
Reply
" у человека нет непосредственного доступа к внешнему миру "
А что такое непосредственный доступ ? Или что значит совпадать с внешним миром ?
Reply
Совпадение с внешним миром показано на картинке. Человек находится в мире субъективных образов, но они напоминают то, что находится вне субъективных образов, то, что существует независимо от человека.
Reply
Формулировка " непосредственно вижу" только кажется простой - что значит видеть ? Ну или давайте перевернем - что значит видеть опосредованно ?
"Человек находится в мире субъективных образов, но они напоминают то, что находится вне субъективных образов, то, что существует независимо от человека."
На мой взгляд - видеть это прежде всего отличать одно от другого , то есть задача сенсорных систем - обеспечить различение одних явлений от других. Что значит что явления реальности могут(!) быть различимы сенсорными системами.Однако тут открывается более чем интересный вопрос - существует ли множество разных явлений в реальности вне контекста того для чего эта разница проявляется ? Мне кажется в этом месте будут проблемы.
Reply
Например, на картинке человек видит вазу цветов, стояющую на полу. Вопрос в том, находится ли ваза цветов там, где ее видит человек, или видение вазы цветов не совпадает с нахождением той вазы, которая существует независимо от человека. Картинка предпологает, что настоящая ваза находится совсем не так, где ее видит человек. Вопрос в том, следует ли это принять или отвергнуть.
Reply
Reply
Reply
Либо - просто тупо постулировать существование реальности самой по себе и постулировать что чем лучше модель явления описывает поведение явления во времени , тем более точным приближением к реальности она является.
Мне нравится второй вариант больше.)
Ваза на полу явление (реальности) в восприятии.))То есть нечто двойственное если исходить из постулата реальности.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
"нельзя говорить о месте нахождения субъективных переживаний,"
"субъективное переживание вазы занимает вполне определенное пространственное расположение среди других субъективных переживаний."
Среди других и "вообще" - это совершенно разные местонахождения. Говоря среди других мы еще подразумеваем переход внимания с одного объекта на другой. Из этого следует что топология субъективных переживаний проистекает с одной стороны из времени ,то есть - раскрывается во времени , при перемещении внимания с одного на другое.Кроме этого такая топология - не случайна.
Reply
Leave a comment