К философии науки

Jan 27, 2021 19:28


Увидел у Иванова-Петрова краткое описание книги Эвандро Агацци ‘Научная объективность и ее контексты‘ и решил ее пролистать. В целом книга, наверное, неплохая, но вникать желание не возникло. Причина связана с тем, что философ разбирает абстрактные проблемы, но в книге не видно даже попытки применить предложенные идеи к реальной научной практике. ( Read more... )

Leave a comment

Comments 18

lj_frank_bot January 27 2021, 18:29:59 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Литература, Наука, Философия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply


psilogic January 27 2021, 21:15:22 UTC
А мне нравится разного рода редукционизм, начиная с Бритвы Оккама :)

С красным цветом почему-то очень любят разводить разговоры - такие, чтобы запутать и замутить. А если вдруг четко распедалить, начинают квакать: "квалиа!" "квалиа!" "квалиа!" :)

Reply

evgeniirudnyi January 28 2021, 17:34:14 UTC
Убедить самого себя в чем-то - это достаточно несложно.

Reply

psilogic January 28 2021, 17:39:17 UTC
А старательно не убеждаться - сложнее что ли? :)

Reply

evgeniirudnyi January 28 2021, 18:27:35 UTC
Нормальное обсуждение начинается с того, что достигается согласие по некоторым основам, в рамках которых ведется обсуждение. Например, в средние века некоторое время сосуществовали школы реалистов и номиналистов. Поскольку изначально основы были разные, то схоласты понимали, что обсуждение между разными школами бессмысленно. Поэтому в одном университете были отдельные факультеты реалистов номиналистов, и споры между ними не велись.

Reply


wampus_999 January 28 2021, 05:18:55 UTC
Все это производит тяжелое впечатление, как будто у рассуждающего вместо глаз - электронный микроскоп, он в него смотрит и ничего не понимает. Он видит отдельные атомы и молекулы, но не может понять, что там такое - песчинка, камень, или колонна Большого театра. А переключиться на другой масштаб и уровень обобщения не догадывается (родовая проблема аналитической философии, запредельно аналитической).

Непонимание общих принципов собственного мышления, препарирование живого до уровня неживого ведет к неразличению объективного и субъективного, материального и идеального, реального и мыслимого. Обсуждение скатывается с научного уровня понимания и объяснения природы на уровень того, как нужно говорить об этом. Сороконожка, запутавшаяся в своих собственных ногах.

//не указывается никакой причины (даже в терминах электромагнитной теории света и физиологии зрительного восприятия), по которой эта конкретная частота должна производить впечатление красного цвета, а не, например, желтого или зеленого//В этом случае усомнившийся сам должен ( ... )

Reply

evgeniirudnyi January 28 2021, 17:29:25 UTC
'Кто-нибудь мог бы надеяться ( ... )

Reply

wampus_999 January 28 2021, 19:01:32 UTC
Возникает закономерный вопрос - а нужно ли это объяснять? Что нам даст это объяснение, если при перемене мест слагаемых сумма не меняется? Если субъективно один видит 650 нм всегда красным, а 580 нм желтым, то если у другого наоборот, ничего не изменится, вербальные отчеты будут одинаковыми. Важно лишь постоянство представления для одной длины волны. Такие споры ничем не отличаются от схоластических дискуссий о количестве бесов на конце иглы. И это просто способ отвлечения внимания от действительно важных и сложных проблем.

Reply

evgeniirudnyi January 28 2021, 19:24:46 UTC
Речь в данном случае скорее идет о стремлении сохранить в обсуждении разные уровни организации, то есть, более высокий уровень не сводится к нижнему.

Кстати, связь цвета и длины волны более сложная. Она неодназначная, поскольку один цвет можно получить смешением других цветов. Например, от вашего монитора исходит всего три разные длины волны и их них образуются все возможные цвета.

Reply


sspr January 28 2021, 10:40:02 UTC
малограмотный автор Агацци освободил свои гештальты и написал что то там..." от того факта, что сны и галлюцинации - не физические объекты..."

а нейтрино для него физический объект с массой или сначала - без массы, а потом их стало 3 и они вдруг массу получили?

а нейтрон у него из 3 кварков состоит, интересно, или из континуума? А он понимает что есть континуум?

Этот песатель сам себе объяснить не в состоянии что есть объекты и чем они от процессов отличаются

Reply

evgeniirudnyi January 28 2021, 17:33:14 UTC
Он рассматривает вопрос, что такое знание. На этом пути он исходит из отношения между субъектом и объектом, поскольку знание в конечном итоге принадлежит субъекту - нет субъекта, нет знания.

Reply

sspr January 29 2021, 17:46:09 UTC
Хвала Халве! Пусть расцветают все цветы! Ну немного прояснил он для себя кое что, и Харе Кришна!

Reply


mashilial January 29 2021, 16:05:14 UTC
Интересный аргумент про то, почему (если принять гипотезу порождения цветового тона в восприятии нейронами мозга) в восприятии этой длине соответствует определенный цветовой тон, а не другой. Буду использовать его в попытках объяснить людям, что такое квалиа.

Конец поста понял. Да, называющий себя реалистом и проблема электрического тока.

Reply

evgeniirudnyi January 29 2021, 16:40:25 UTC
Агацци, как и большинство философов, хотят достигнуть компромисса - то есть, остановиться где-то посередине. В этом отношении книга неплохая. Меня раздосадовало только то, что он говорит о науке, но при этом не рассматривает то, что говорят о мире сами ученые.

Reply


Leave a comment

Up