При первом знакомстве с лингвистикой у меня возник следующий вопрос. При разговоре о математике от противников существования Платонии (места, где пребывают математические объекты и математические истины) нередко можно услышать, что математики не открывают математические истины, а изобретают их. Действительно, если отвергнуть существование Платонии
(
Read more... )
Это корреспондентская теория в самом простом её варианте. Есть ещё большое множество Т-теорий и их вариантов, многие из которые научному реализму (именно этому) не противоречат. Более того, с семантической позиции есть целых три варианта: Тарского, Крипке, также возможен для построения просентенциальный вариант на базе семантической теории, именуемой как discourse representation theory, где истинность выражения была бы работающей на основе местной формализации работы анафор. На базе той или иной семантической позиции потом достраивается T-теория в её стандартном понимании.
>> даже в те времена, когда люди еще не существовали
А разве здесь есть какая-то проблема?
>> число Пи не существовало сто тысяч лет назад
Исчисление с этим числом не было тогда создано. Но для самого исчисления нет никакой зависимости от времени, это просто средство того или иного исследования. Попросту: совершенно некорректно говорить, что данного числа не существовало в такое-то время, поскольку для любого такого понятия в принципе не применимы предикаты с временным модальным оператором. Только для целых исчислений и в контексте истории исчислений, но это ни о чём в данном месте вовсе не говорит, кроме того, что такой-то инструмент исследования был создан тогда-то. Причём говорим мы это с использованием ещё какого-то инструмента (исчисления). Мы всегда говорим о чём-либо с помощью того или иного исчисления.
Ваше утверждение и зависящие от него, следовательно, бессмысленны.
>> если мы хотим сказать, что утверждение о возрасте вселенной истинно, то мы должны сказать, что приведенное рациональное число соотвествует тому, что происходило во внешнем мире на самом деле
Нет.
Допустим, мы принимаем корреспондентскую теорию истины на базе семантической теории Тарского.
Тогда выходит, что данное утверждение о возрасте вселенной истинно, если и только если возраст вселенной входит в интервал значения справа плюс-минус погрешность. Это условие T-конвенции.
Далее по Тарскому истинность выражается через понятие семантической выводимости (semantic consequence), понятие оценки (valuation) и понятие метаязыка.
По корреспондентской теории на оценку даются ограничения того рода, что языковые выражения, содержащие так называемый нелогический элемент (например, таковыми будут постулаты и следствия постулатов), должны иметь независимый от языка референт и именно этот референт, имея некоторое собственное значение, должен определять условия оценки таких языковых выражений; остальные оцениваются стандартно.
В свою очередь, здесь производится зависимость от некоторой установленной теории референции. Их много: дескрипционистская (Рассел), каузальная (Крипке), индексикальная (Каплан), теговая (Маркус Баркан), кластерная (Сёрл) и так далее. Про всех них можете почитать самостоятельно и отдельно.
Также стоит проблема установления собственных значений референтов. На деле это определения условий высказываемости исходного утверждения. Например, есть видеокамера, которая фиксирует автомобили в видеопотоке, и условия высказываемости выражения "Здесь новый автомобиль" для нас, например, выражаются через систему дескрипторов и оптические потоки (технические термины). Условия высказываемости определяются каждой теорией на свой лад.
Reply
Другая проблема состоит в том, что корреспондентская теория не регулирует то, как мы что-либо формализуем, и вполне может оказаться, что то, что у нас является внелогическим (например, мы банально записали предикатор "Число" для одноместного предиката, и на этом наше исчисление вдруг останавливается), в других местах будет просто частью теории (предикат, выражаемый этим предикатором, будет формализован через функцию, определяющей, найдётся ли хоть одно значение, например, определяемое аксиоматикой Пеано, равное значению входной переменной). Выходит, что для одного исчисления (назовём его слабым) нечто имеет внеязыковой референт, а для другого исчисления (назовём его сильным) то же самое нечто (т.е. по всем остальным пунктам будет совпадать) референта такого не имеет. Т.е. у слабого исчисления числа - это какая-то внеязыковая сущность (причём лежит там же, где лежат все остальные вещи: стулья, люди, теплопередача и что угодно, в общем), у сильного - нет. Но парадокса именно в этом отношении нет (есть такой референт и нет такого референта), поскольку все определения должны рассматриваться с точки зрения конкретного исчисления. Проблема состоит в том, что у слабого исчисления есть некоторый неформализованный кусок. Выходит, что для этого исчисления наличие числа в том или ином месте по корреспондентской теории должно быть проверено на опыте. Следовательно, возникает проблема интерпретации такого исчисления и принятия его для дальнейшей работы. Как мы можем с точки зрения этого исчисления и корреспондентской теории понять, вот такое-то значение переменной - это число или нет? По всему этому мы должны установить некие условия высказываемости "Это число" для проверки на опыте. С точки зрения современного состояния науки это часто выглядит неясно и искусственно: где среди всех наблюдаемых нами вещей есть те, которые мы называем числами? Вот нам очевидно, что это - стол, что это - человек, что это - молекула, но нам нередко сравнительно трудно представить, где среди опытно наблюдаемых вещей будут числа. Проблемы с интерпретацией, однако, не возникает как минимум в двух случаях: когда мы занимаемся распознаванием аналоговых сигналов (изображение девятки или произнесение слова "девять" мы должны интерпретировать как "9") и когда мы занимаемся распознаванием различных пакетов данных с не всегда ясным содержанием (кусок данных мы должны интерпретировать как "9"). Здесь это будет работать в случае, если для слабого исчисления всё же хоть как-то устанавливается, как интерпретировать строку "Число(x)" (это справедливо вообще для всех исчислений, где речь идёт о верификации синтетических утверждений, так что для любого - слабого или сильного - исчисления с синтетическими утверждениями должны устанавливаться характерные правила оценки); иначе это не будет иметь адекватной модели, а значит, должно быть отброшено. В целом оказывается, что никакой базовой проблемы нет: это либо формальная проблема самого исчисления, либо проблема его интерпретации в прагматическом контексте.
Reply
Если же вдруг число Пи не определяется таковым образом, т.е. если вдруг его наличие нужно проверять на опыте, мы должны показать, как это интерпретировать. Например, как выше: есть изображение числа, мы должны определить, что это "Пи". Здесь, конечно, будут проблемы с неоднозначностью "пи как буква / пи как число", но это уже проблемы экспериментатора и составителя конкретной теории.
Как на самом деле происходит определение того, что утверждение о таком-то возрасте вселенной истинно, согласно семантической теории Тарского и корреспондентской теории, если исходить из достаточно формализованной теории и контекста происходящего? Мы просто проверяем на некотором опыте, какова предполагаемая мощность множества возможных миров между миром нашим и миром, где вселенная возникла, в некоторой темпоральной модели, а затем сверяем с нашей оценкой справа. Если в интервал подпадает, то истинно, если не подпадает, то ложно. Все числа - просто часть самой теории. Всё просто. Референтом с внеязыковой природой будет только то, что относится к самому опыту (по определению). Мы сидим, например, в некоторой астрономической лаборатории и проводим некоторое измерение. Вот то, что мы, собственно, измеряем, если убрать все формальные конструкции вокруг, и должно - по корреспондентской теории - иметь внеязыковой референт. Например, это измерение расширения Вселенной - вот расширение Вселенной и имеет внеязыковой референт. Собственно, всё. Остальное имеет теоретическую природу.
Reply
Reply
Reply
Когерентная теория истины называется так потому, что единственное условие здесь, кроме наличия списка протокольных предложений и эмпирической проверки по ним - лог. когерентность предложений. Корреспондентская же добавляет доп. условия (заменяя протокольные предложения).
Reply
Метафизическая нагрузка когерентной теории - это в первую очередь протокольные предложения. Пример их критики можно встретить у Карла Поппера. Есть более тонкие вещи, общие в целом для обеих теорий; такую критику, довольно модную, можно посмотреть, например, у Куайна (но она сама вполне легко критикуется; кажется, я раньше про это писал, но под другой записью).
Reply
Leave a comment