Обожение и спасение
Иногда встречаю в интернете православных и неправославных пользователей, обсуждающих тему обожения. Заметил, что большинство людей, к сожалению, недостаточно четко представляют себе сам смысл этого важного понятия, имеющего непосредственное отношение к
спасению. Потому хочу сейчас попытаться дать краткую характеристику этому понятию с точки зрения святоотеческого учения.
Обожение - это термин, применяемый в православной аскетике, который обозначает внутреннее изменение христианина, преображение его по образу Божьему, обретение им совершенства.
Обожиться - значит уподобиться Богу, обрести богоподобие, божественное совершенство, стяжать Духа Святого, спастись.
"Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Мф.5:48), - учит Христос.
Божественное совершенство, обожение, согласно православному богословию, обретается в процессе совместного действия человека и Бога: человек духовно трудится над собой (молитва, пост, бдение, смирение, покаяние, исправление жизни, отзывчивость, милосердие к людям, добрые дела), а Бог помогает ему Своей благодатью. Это совместное действие, сотрудничество человека и Бога в православном богословии обозначается словом греческого происхождения синергия.
Сами по себе, каждый в отдельности, ни труды человека, ни благодать Божья человека не преображают по образу Христову, не обожают, не спасают. Это значит, что с одной стороны, как бы человек ни трудился, какие бы добрые дела не совершал, как бы ни смирял себя, но если он не крещен, или если не причащается Святых Христовых Тайн, не уповает на Бога - он не получает благодатную помощь Божью. Значит - процесс обожения в нем не совершается, к спасению он не приближается.
С другой стороны, ни Крещение, ни даже ежедневное Причастие, если они не сопровождаются духовными трудами, работой человека над самим собой, также не приводят христианина ни к внутреннему изменению, ни к обожению, ни к спасению. Потому что, как учит Спаситель, для внутреннего изменения, спасения нужны волевые усилия, нужны духовные труды:
«Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилия восхищают его» (Мф.11:12)
Обрести Царство Небесное - это и значит спастись.
Наивысшей степени обожения достигают святые и праведники. Но и каждый христианин, который трудится над собой, постоянно прибегая к помощи Божьей, уповая на милость Его, постепенно духовно преображается, и потому не лишится своей награды - спасения в вечности.
Читайте также:
Об обожении. Часть 2. Образ Святой Троицы А.Рублева и обожение Источник:
http://tyhomir.livejournal.com/17446.html