Я патриот, и от этого мурашки скачут! А мы бы так смогли?

Jan 29, 2014 13:31



Трудовой подвиг

Уже 10 декабря 1941 года на Безымянке рабочие авиазавода №18 (во главе с директором М.Б.Шенкманом) собрали первый легендарный Ил-2. Сегодня такое не укладывается в голове: на то, чтобы перевезти завод за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней. До конца 1941 года здесь выпустили уже 29 штурмовиков, а на соседнем заводе №1 (директор А.Т.Третьяков) - 30 истребителей и три Ил-2. И тем не менее Глава Комитета Обороны Иосиф Сталин прислал директорам телеграмму с критикой за малый объем выпуска. Она заканчивалась так: «Предупреждаю последний раз тчк Сталин». Больше предупреждать не потребовалось...

Та первая страшная военная зима положила начало удивительной истории знаменитой рабочей Безымянки - района на окраине нашего города, где и сегодня находится большинство предприятий авиакосмической отрасли. Эта кузница военной техники, недоедая и недосыпая, изо всех сил штамповала технику, молотившую врага на далеком фронте.

Большая часть заводов Куйбышева обеспечивала выпуск деталей для боевых самолетов. Механический завод №207 поставлял бронекорпуса, завод аэродромного оборудования - узлы крепления пушек, держатели для бомб, пулеметные установки. Завод №24 изготавливал моторы - «сердце» знаменитых ильюшинских штурмовиков. За полгода здесь в условиях суровой зимы был построен завод, равный, а то и превосходящий по мощности московский, который создавался без малого 30 лет!

Предприятия эвакуировались не только в район станции Безымянка. Так, на месте Линдова городка развернули одно из эвакуированных из Москвы предприятий (часть 1-го Московского подшипникового завода, созданного в 1932 году). В сентябре 1941 года Линдов городок решением правительства и обкома партии передали дирекции нового 4 ГПЗ, и уже с сентября 1941 г. в Куйбышев начали прибывать люди и оборудование с 1 ГПЗ.

После октябрьского наступления немцев на Москву в Куйбышев приехали основные кадры завода. К октябрю 1941 года на завод прибыли свыше 1500 человек и более 1000 единиц оборудования. Всего эвакуировались 3000 рабочих и сотрудников. Уже 21 ноября 1941 года на танковый завод г. Челябинска для танков Т-34 были отправлены первые 3000 подшипников. В 1943 году за обеспечение фронта подшипниками завод был награжден орденом Ленина. За героический труд 5000 подшипниковцев получили медали «За доблестный и самоотверженный труд», 152 работника - ордена и медали.

Не менее самоотверженно трудились рабочие и на старых куйбышевских предприятиях. В годы Великой Отечественной войны завод имени Масленникова в короткий срок освоил выпуск снарядов для реактивных систем залпового огня «Катюша». Одновременно наращивался выпуск боеприпасов для всех родов войск. За образцовое выполнение заданий правительства в 1942 году завод был награжден орденом Трудового Красного знамени, большая группа управленцев, конструкторов, рабочих и служащих удостоена высоких правительственных наград.

Заводы Чапаевска в одиночку снабжали все фронты Красной Армии минами, снарядами, гранатами, а флоты - минами и торпедами. Каждая пятая авиабомба, каждый третий артиллерийский снаряд и весь морской боезапас для всех флотов страны в годы войны были выпущены в Чапаевске.

За годы войны Куйбышев и Куйбышевская область превратились в крупный центр оборонной промышленности. Объем производства в области увеличился в 7 раз, а по городу - в 11. Инфраструктура Куйбышева и области просто не выдерживала таких нагрузок. Встал вопрос о скорейшей модернизации энергетического хозяйства региона. Риск потери донецких и бакинских месторождений, в предвоенные годы бывших основой топливного баланса страны, заставил торопиться. Руководство страны дало распоряжения о разработке месторождений и строительстве нефтеперерабатывающих предприятий в регионе.

Уже осенью 1941 года возобновилось строительство Сызранского крекинг-завода. Сюда начали прибывать специалисты и оборудование эвакуированных из Херсона, Одессы и Туапсе заводов. Первый эшелон произведенного в Сызрани бензина был направлен на Сталинградский фронт уже 20 июля 1942 года. Осенью того же года к заводу был проложен первый нефтепровод с Сызранского и Ставропольского месторождений. Когда наши нефтяники оказались отрезанными от Баку, откуда шло все оборудование, в Сызрани был организован свой ремонтно-механический завод.

В тяжелейших условиях военного времени область не только выстояла и оказала неоценимую помощь фронту, но и пережила своеобразную промышленную революцию, превратившись в один из крупнейших индустриальных районов страны.

http://vk.com/note15847242_11748945
Previous post Next post
Up