Sep 22, 2012 22:58
Реактивное формирование или как еще его называют реактивное образование это психологический механизм защиты, который меняет наши поступки и чувства на полностью противоположные. Данный механизм психологической защиты преобразует негативный эффект в позитивный или наоборот, для того чтобы свести угрозу к минимуму. Это трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебность в дружелюбие.
Представление о реактивном образовании содержалось в различных работах З. Фрейда. В период становления психоанализа это представление соотносилось им с защитой невротика от мучительных переживаний сексуального характера. Психический механизм защиты состоял в образовании противоположного сексуальным влечениям самоупрека, в основе которого лежали чувства стыда.
В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд использовал само понятие «реактивное образование», которое наряду с понятием сублимации употреблялось им для описания психического средства, имеющего «большое значение для позднейшей культуры и нормальности». Он исходил из того, что в латентный сексуальный период детства формируются душевные силы, выступающие впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины, сужающие его направленность. К таким задержкам, плотинам или реактивным образованиям он относил «отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала».
При разработке основных положений психоанализа З. Фрейд сконцентрировался на раскрытии механизма вытеснения. В дальнейшем, начиная с 20-х годов, он стал уделять внимание другим механизмам защиты, включая реактивное образование. В работе «Я и Оно» (1923) он рассмотрел возникновение Сверх-Я не только в плане некоего осадка первых выборов объекта, но и с точки зрения соответствующего образования реакций против них, выступающих в форме совести и бессознательного чувства вины. В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) им были предприняты усилия по осмыслению реактивных образований Я применительно к неврозу навязчивых состояний и истерии.
С точки зрения З. Фрейда, при аналитической терапии приходится иметь дело с действием в защиту вытеснения, то есть с сопротивлением, являющимся своего рода противодействием. Такое противодействие явно ощущается при неврозе навязчивости, проявляется как изменение в Я и является не чем иным, как реактивным образованием Я. Речь идет об установке, противоположной вытесненному влечению и находящей свое отражение, например, в сострадании, совестливости, любви к чистоте. «Эти реактивные образования при неврозе навязчивости представляют собой преувеличение нормальных черт характера, развившихся в течение латентного периода».
Реактивное образование не только меняет эмоции на противоположные, но также служит для устранения двойственности переживания: мы можем ненавидеть человека, которого любим, можем обидеть того, кому благодарны и признательны.
Реактивное формирование как психологический механизм является одной из любимых защит тогда, когда враждебные чувства и агрессия являются главным содержанием психопатологии.Защита этого психологического механизма имеет двухступенчатый характер. Сначала вытесняется неприятное желание, а потом усиливается его антитеза.
Реактивное образование как защитный механизм психики можно заметить в любом преувеличенном поведении. Реактивное формирование маскирует части личности и ограничивает умение человека, реагировать на какие либо события, человек становится менее гибким.
Самый ранний возраст, в котором может появится данный защитный механизм - это 3-4 года. Пример можно привести, когда в семье появляется второй ребенок, первый как бы оттесняется, так как все внимание принадлежит новорожденному. Старшему ребенку приходится иметь достаточную силу воли, чтобы сдержать в себе чувства ревности и гнева. Он начинает прибегать к реактивному формированию как механизму психологической защиты и пытается обратить свои чувства в чувства любви к маленькому братику или сестричке. Многие взрослые вспоминают истории, когда старшие щипали своих младших братьев или сестер, пока те не начинали плакать, или давали им что -то явно вредное для здоровья и при всем при этом оправдывали себя и свои действия тем, что они все это делают потому, что очень сильно любят младшего брата или сестру.
В случае, когда поведение человека, использующего этот механизм психологической защиты психики в норме, то он не принимает всё, что связано с отношением полов, у него присутствует неприятие своего тела, поэтому он старается избегать общественных бань, раздевалок, у него появляется сильное переживание по поводу даже случайных прикосновений с другими людьми. Эти люди зачастую вегетарианцы и желают быть примером для окружающих. Когда поведение людей, используюших данный механизм, выходит из нормы, у человека появляется завышенная самооценка, лицемерие, ханжество.
При истерии также может иметь место изменение в Я посредством реактивного образования. По мнению З. Фрейда, таким путем, в частности, разрешается амбивалентный конфликт истерика, когда ненависть к любимому лицу подавляется чрезмерной нежностью и боязнью за него. Однако в отличие от невроза навязчивости такое реактивное образование при истерии не относится к общей природе черт характера, а ограничивается особым отношением к определенному лицу. «Истерическая женщина, например, обращается со страстной нежностью с ненавистными ей, в сущности, детьми, но от этого не становится любвеобильнее, чем другие женщины, и даже не более нежной к другим детям. Реактивное образование при истерии крепко держится одного определенного объекта и не становится общим предрасположением Я».
Сравнивая между собой противодействия при истерии и неврозе навязчивости, З. Фрейд пришел к выводу, что в последнем случае противодействие в качестве реактивного образования в Я играет особенно большую роль при его защите.
Отталкиваясь от идей основателя психоанализа, А. Фрейд (1895-1982) уделила значительное внимание раскрытию существа защитных механизмов, включая такой из них, как реактивное образование. В работе «Я и механизмы защиты» (1936) она показала, что при неврозах навязчивости и истериях ненависть маленькой девочки к матери и ее зависть к пенису вначале вытесняются, а затем Я принимает меры против их возвращения, используя механизм реактивного образования. Бывший агрессивным по отношению к матери, ребенок развивает по отношению к ней исключительную нежность и заботится о ее безопасности. Зависть и ревность превращаются в бескорыстие и заботу о других. По словам А. Фрейд, «создавая навязчивые ритуалы и меры предосторожности, ребенок защищает любимого человека от любой вспышки своих агрессивных импульсов, а при помощи чрезмерного строгого морального кодекса он контролирует проявление своих сексуальных импульсов».
Психологические этюды.