Рецензия на «Афише»

Dec 27, 2010 18:18



Рецензия на «Афише»


Маленький принц в Москве

Звезда с звездою говорит
Художники ответили за тех, кого приручили
СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ

В выставочном зале «Домик Чехова» открылась выставка «Маленький принц в Москве», приуроченная к завершающемуся Году Франции и 110-летию Антуана де Сент-Экзюпери. Куратор Полина Лобачевская собрала полтора десятка художников и задала им конкретный вопрос: «Актуальны ли идеи и образы Экзюпери в XXI веке?» Ответ получен очень неожиданный.

На двух этажах раритетного особняка уже перекладывали на язык современного искусства одно из знаковых произведений мировой литературы - «Алису в Стране Чудес» Кэрролла. Тогда, накануне 2009-го, выставка получилась пестрой, игровой, ироничной. Художники устроили кэрролловский маскарад с вертящимися столами для чаепития, с кошачьими улыбками и зеркалами-обманками.

С «Принцем» могла бы выйти та же история. Благо и книга столь же знаковая, наполненная метафорами, которые давно перешагнули печатные страницы, и состав художников почти тот же: от философски серьезного Франциско Инфанте до карнавального Андрея Бартенева. Плюс к тому сам Сент-Экзюпери заложил основы иллюстрирования, превратив свою книжку в арт-проект (кто не помнит его хрупкую фигурку Принца?). В общем, все настраивало на инфантильно-ностальгический лад - эдакая Алиса на Луне. Но тут стараниями куратора и под действием других неведомых сил произошел неожиданный поворот, точнее даже самолетный вираж.

Эту выставку лучше всего смотреть ближе к вечеру - тогда при подходе к Домику Чехова вы в полной мере оцените кинетический объект дуэта «Политов-Белова». На ветру колышется силуэт белой шляпы, внутри которой едва обозначена тень слона. Понятно, что перед нами знаменитый удав, слона проглотивший. Если знать его название, оно окажется отличным эпиграфом ко всей экспозиции - «Это совсем не то, что вы подумали». Вот точно так же и с «Маленьким принцем». Вы думали, что будет все просто? Что художники расскажут очередную сказку о мальчике с розой? Все не так просто.

Уже первый зал погружает в мистическую неопределенность. Вместе с летчиком Экзюпери мы теряем управление и координацию. Стрелки на приборной доске, подробно воссозданной в монументальном панно Людмилы Мабри, зашкаливают. Под нами колышутся пустынные барханы с едва различимыми текстами. С одной стороны всплывают тени животных (от создателей своего рода теневого арт-театра Политова и Беловой), с другой - с шумом падает звезда, придуманная Леонидом Тишковым. По идее, звезда - это объект «Машина желаний», посетитель выставки может загадать желание, пока она ныряет вниз. Но падение происходит столь неожиданно и так стремительно, что поневоле вздрагиваешь в испуге - тут не до желаний, здесь понимаешь, что падающая звезда - не только умилительная романтика, но и трагедия. На этих парадоксах держится и само творение Экзюпери: сладкое через мгновение становится горьким, казавшееся комедией - драмой, и вся выставка.

В «Маленьком принце» есть один герой, который выводит всю историю на новый уровень, придает ей совсем другое измерение. Именно ему посвящен второй этаж. Речь идет о небе или шире - о космосе. Зал погружен почти в полную тьму, из которой всплывают небесные тела - работы художников: переливается «Радужный домик» Татьяны Бадановой, больше похожий на лютеранский костел, и сияет ее же «Колодец» со звездой на дне, застыли в невесомости живописные «Лис» и «Роза» Татьяны Черновой, несется мимо «Малая планета № 1772» Кати Филипповой (она носит имя Гагарина), зеркальными гранями отсвечивает «Планета» знаменитого дуэта Инфанте-Горюнова. Подобно маяку для космических кораблей сияет неоновая инсталляция Андрея Бартенева «Мы в ответе за тех, кого приручили». Посреди космической феерии застыла маленькая планета-шар с фигуркой Принца (Леонид Тишков показал, что льет бронзу не хуже Церетели).

Французская сказка-притча в XXI веке обрела новое звучание. Точнее даже не звучание, а безмолвие. Когда слова о добре, заботе, нежности отошли перед завороженным созерцанием величия пустыни и космоса. Слаб и немощен человек, но есть то, что возвышает его до вселенских пределов. И это происходит в одиночестве под светом звезд. Если вновь спуститься на землю и подытожить впечатление от «Маленького принца», приходится признать, что выставка - тот редкий сейчас случай, когда современное (для многих - временное) искусство говорит о темах вечных.
© 2008, «ЗАО «Газета Новые Известия» Читать полностью


 Mark Galanov  · Хорошая рецензия? ·
Спасибо!
О выставке: Все рецензии
Previous post Next post
Up