Деревня Светлана - это поселение на реке Сясь в 150 км к востоку от Санкт-Петербурга. Половину жителей деревни составляют люди с интеллектуальной недостаточностью или нуждающиеся в специальном подходе. Деревня построена в начале 90-х на деньги норвежцев, сейчас в ней постоянно живут 35-40 человек. Светлана - это кемпхильская община. Такие общины придумал Карл Кениг, а название пошло от шотландского местечка Кемпхил, где доктор Кениг в 1939 г. основал свой первый лечебно-педагогический центр.
К.Кениг верил в реинкарнацию и считал, что инвалидность имеет особое значение для человека, что она заложена в его судьбе, как способ духовного усовершенствования. Самым важным в работе с особенными людьми Кениг считал развитие творческой силы человека и создание благосклонной окружающей среды, в которой люди с проблемами могли бы развить веру в себя.
В настоящее время насчитывается около 100 Кемпхильских центров и деревень в 20 странах мира. Для живущих там людей неважно, кто инвалид, а кто нормальный - важно, что у каждого есть вечная душа. Кемпхил - образ жизни. Каждый человек выбирает его самостоятельно.
В «Деревне Светлана» всего 4 дома, люди живут, кому как удобно - кто-то один в комнате, кто-то по двое - люди все взрослые. В деревне все работают - сеют, пекут хлеб, выращивают овощи, делают сыр, плетут корзины, сами ездят на ближайший рынок, в город Волхов, продавать свою продукцию. В Светлане никто не получает зарплату - ни педагоги, ни волонтеры, ни воспитанники. Живут одной большой семьей - деньги общие, финансовые вопросы обсуждаются на собрании, если нужно что-то купить, человек просто заранее говорит о своих нуждах. На 60% деревня находится на самоокупаемости; 40% бюджета поступает от спонсоров. Половина жителей - это волонтеры и сотрудники-воспитатели, почти все эти люди - иностранцы. И спонсорские деньги - тоже иностранные. И директор деревни - тоже иностранка. Удивительная страна - Россия... Сара Хагнауэр сама выросла в такой деревне у себя на родине в Англии, ее родители были врачами, а Сара с детства мечтала быть социальным педагогом.
Педагоги живут в деревне годами, волонтеры приезжают на несколько недель, но бывает, тоже остаются на несколько лет. Люди женятся, рождаются дети, иногда кто-то уезжает, а иногда человек, казалось, уехавший навсегда, возвращается.
В Светлане, действительно, особенная жизнь и особенные люди. Особенные не в том смысле, что у них инвалидность, а в том, что им как-то удается жить настоящей жизнью, они то ли вырвались из замкнутого круга погони за деньгами, то ли не были в нем никогда...
Click to view