Земля Манфреда

Jan 06, 2011 12:34

 Часть 1. Сон коммуниста.
  Мизансцена: 
  Небольшой зал, оформленный алым. На сцене - стол под зеленым сукном. На столе - графин с водой, несколько стаканов. За столом - Президиум из семи человек, вместе с Председателем. Трибуна. За ней - секретарь партячейки лондонских работников культуры. Он собирается с мыслями. В зале шумно, хотя кворум на пределе. Из ожидаемых 300 членов более половины ушли на концерт «Роллинг Стоунз» в качестве дружинников.
  Председатель постукивает карандашом по пустому стакану:
  - Товарищи, товарищи, прошу тишины. Слово для выступления имеет мистер Джонс. Попросим его! - он призывно сдвинул ладоши, поглядывая на реакцию зала.
  Зал тоже сдвинули ладоши.
  - Кхе, кхе, - откашлялся в сторону от микрофона секретарь Джонс. 
  - Уважаемый Председатель, уважаемые члены президиума! Коммунистическая партия Великой Британии есть боевой испытанный авангард английского народа, объединяющий на добровольных началах передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции - она у нас в зале! (Аплодисменты). Партия существует для народа и служит народу. Она является высшей формой общественно-политической организации, руководящей и направляющей силой английского общества. Наша, леди и джентльмены, Коммунистическая партия - неотъемлемая, составная часть международного коммунистического и рабочего движения! (Бурные аплодисменты).
  - Сегодня у нас с вами торжественный вечер, - продолжал Джонс, потихоньку впадая в экстаз от собственных речей. - Сегодня мы принимаем в славные, сплоченные ряды нашей Коммунистической партии не просто человека, то есть, мэна. Мы принимаем в наши ряды Манфреда Мэнна, товарищи! (Аплодисменты, переходящие в овации). Сегодня Высокий Президиум получил на мистера Манфреда две положительнейшие рекомендации от старейшин нашей КПВБ. Леди и джентльмены - они видели живого Ленина! (Крики: браво! Даешь! Все на Роллинг Стоунз!). А теперь, наши традиционные вопросы товарищу Мэнну:
  - Манфред, скажите, если наша Партия попросит Вас бросить курить, Вы бросите?
  - Брошу!
  - А виски пить бросите?
  - Брошу!
  - А рок’н’ролл играть бросите?
  - Брошу!
  - И последний вопрос. Если наша Партия попросит Вас отдать свою жизнь за наши идеалы, отдадите?
  - Отдам. Кому такая жизнь нужна!...
…И тут коммунист проснулся:
  - Маша, Маша, валидолу мне! Господи, кошмар какой приснился!
  - А Вы бы, Михал Михалыч, коньяк французский баварским пивом бы не запивали! - супруга сокрушенно покачала головой, заученным движением выбрасывая на ладонь из стеклянной капсулы большую белую таблетку. Запахло ментолом.
  - Ах, Маша, я ведь за райкомовский доппаек жизни своей не жалею! Горю на работе олимпийским факелом! А ты мне одни упреки!
  На следующий день Михал Михалыч рассказал свой сон одному подопечному журналисту. Тот, почувствовав вдохновение, в миг чиркнул статью, которую прочитали на политинформации в коллективе фирмы грамзаписи «Мелодия». Парторг фирмы на партийные деньжата брякнул куда следует, и спустя энное время из-за прилавков фирменных магазинов «Мелодия» всех больших и малых городов СССР стали распространять (не всем, не всем, вам за 15 рублей) лицензионный альбом Манфреда Мэнна - коммуниста и патриота, Дина Рида №2, можно сказать, с названием «Watch». Никаких английских слов на обложке, конечно, не было - лицензия наша, стало быть, и слова наши. Вкушайте как есть.

Часть 2. Явь меломана.
  Михаэль Любовиц родился 21 октября 1940 года в Йоханнесбурге, что в далекой Южной Африке. В детстве Майкл (имена будем менять постепенно) с шести лет он начал осваивать семейное пианино, а в школьные годы увлекся джазом. В начале 60-х, поняв, что нездоровая политическая обстановка в ЮАР не способствует творческому процессу, Майкл эмигрировал в Англию, где для сценических выступлений взял псевдоним Манфред Манн. В 1962 году появилась на свет божий группа «The Mann-Hugg Blues Brothers» В название вплетено еще одно имя - барабанщика Майка Хагга. Кроме обычных инструментов молодые талантливые ребята использовали флейту и саксофон. Сам же лидер команды уже в те времена считался замечательным клавишником. Вскоре, против воли самого Манфреда, музыканты решили сменить название своего коллектива на «Manfred Mann».
В составе:
Manfred Mann - keyboards
Mike Hugg - drums
Mike Vickers - guitar (1962-1966)
Dave Richmond - bass (1962-1964)
Paul Jones - vocals, harmonica (1962-1966)
Tom McGuiness - bass, guitar (1964-1969)
Jack Bruce - bass (1966)
Klaus Voorman - bass (1966-1969)
Mike D'Abo - vocals (1966-1969)
группа «Manfred Mann» записала 6 долгоиграющих альбомов, перепробовав все известные стили от рок’н’ролла и ритм-блюза до джаза и арт-рока. 
  Лучшими достижениями группы этого периода стали хит «Ha! Ha! Said The Clown» и классическая композиция Боба Дилана «Mighty Quinn». Под занавес деятельности группы Мэнн и Хагг составили неплохой авторский тандем и помимо производства поп-шлягеров занялись созданием саундтреков. Однако это не приносило музыкантам особой радости, и в скором времени команда была распущена. В 1969 году Мэнн и Хагг основали другой проект, «Manfred Mann Chapter Three», но после двух альбомов распался и он. После чего Манфред решил круто сменить тему, распустил музыкантов и собрал новый коллектив, придав ему более пространное наименование «Manfred Mann’s Earth Band». Родилась совсем другая музыка.

Да, и давайте сразу покончим с мифами. Манфред по молодости сильно сочувствовал Лиге молодых коммунистов. Но в компартии он не состоял. И точка.

Итак, летом 1971-го года появилась четвертая по счету группа Манфреда Мэнна - «Manfred Mann’s Earth Band», в состав которой, кроме самого клавишника, вошли вокалист/гитарист Мик Роджерс (Mick Rogers), бас-гитарист Колин Паттенден (Colin Pattenden) и барабанщик Крис Слэйд (Chris Slade).  
  Группа совершила несколько турне по Великобритании в качестве «разогревателей» публики перед суперзвездами тех времен «Free» и «Deep Purple». Далее после краткого представления их американской аудитории как группы, играющей прогрессив-рок, музыканты отправились в свое первое американское турне вместе с «Savoy Brown». В полном соответствии с планом, признание рок-аудитории в Штатах пришло к группе гораздо раньше, чем в Англии, где Мэнна чересчур хорошо знали как эстрадного исполнителя.
  В 1972 году были записаны два альбома: «Manfred Mann’s Earth Band» и «Glorified Magnified». Из первого почтенная публика выбрала композицию «Living Without You», из второго - ровным счетом ничего. Мэнн сказал: «Ах, вы так!» - и применил свой коронный прием, а именно, включил в следующий альбом «Messin» кавер-версию на композицию Боба Дилана «Get Your Rocks Off». Опять облом! «Тогда будем гастролировать», - заявил маэстро, и группа усердно принялась покорять публику «живьем». Это возымело успех и сингл «Joybringer» попал на 9 место британского хит-парада осенью 1973-го года.  
  В 1974-м году «Manfred Mann’s Earth Band» заключили сразу два новых контракта 
(с Warner Brothers Records в США и Bronze Records в Великобритании) и выпустили два новых альбома - «Solar Fire» и «The Good Earth». Успехом первого из них группа была в очередной раз обязана Бобу Дилану - в аранжировке группы его песня «Father Of Day, Father Of Night» приобрела весьма модную в то время «космическую» полифонию. Ну, космос - космосом, а в целом, «Solar Fire» звучит совершенно роковым образом. Не исключено, что благодаря вокалисту Мику Роджерсу, внешне и внутренне четко попадающего в образ бунтаря и прогрессивного хиппи. Команда тех лет вообще смотрится очень цельно и гармонично, хотя маэстро Манфред регулярно дарит слушателю свои чарующие соло на клавишных. Никто с шефом и не спорил - каждый был занят своим любимым делом.
  «The Good Earth» попал в американский хитпарад весьма хитроумным методом - из обложки альбома можно было вырезать купон, дававший право на получение квадратного фута земли в Уэльсе! Сей фут весьма живописно украшает фронт конверта, вопрос только, а что было делать с этим квадратным футом? Везти его в сибирские морозы, или просто маленький скромный флаг СССР в него воткнуть? Ладно, расслабьтесь. В 1974 году в СССР за пластиночку «The Good Earth» можно было не в американский хитпарад попасть, а прямо в Соловки. Или чуть севернее. 
  Вскоре охочий до интерпретаций, адаптации и кавер-версий Манфред Мэнн включил в свой репертуар произведения еще одного народного артиста США - поэта и композитора Брюса Спрингстина. Его песня «Spirit In The Night» вошла в альбом 1975-го года «Nightingales And Bombers» - «самый красивый и одухотворенный альбом Манфреда».
  Вторую сторону альбома (речь о виниле, джентльмены) открывает баллада «Visionary mountains» Джоан Арматрейдинг - прогрессивной певицы из ЮАР. «Баллада могла бы остаться малоизвестной, если бы ее не аранжировал и перепел другой выходец из ЮАР -Manfred Mann, сочетавший высочайший уровень музыканта с членством в Компартии Великобритании и включавший в репертуар так называемые «песни протеста», популярные у «прогрессивной молодежи» и, кстати, отнюдь не по приказу Большого брата...» Вы это слыхали? Сон в руку! А цитата, между тем, товарища Евгения А. датируется 2007 годом. 
  «Nightingales and Bombers» - словосочетание немецкого происхождения. «Соловьи-бомбардировщики» - как это поэтично! В последнем треке альбома была вставлена запись пения соловьев, сделанная орнитологами во время второй мировой войны. Запись производилась вблизи аэродрома, на котором базировались бомбардировщики, гул от взлета которых был фоном для соловьиных трелей.
  А мы прощаемся с Миком Роджерсом, который в 1975 году унес из группы не только свою гитару, но и свой великолепный рок-вокал и возвращаемся к… старине Брюсу Спрингстину. Ему было маловато, что его песню исполнили такие красавчики, как ВИА Манфреда Мэнна и он решил спеть ее сам, но не без ансамбля. Американское издание альбома 1976 года «The Roaring Silence» дает слушателям возможность вкусить композицию 
«Spirit In The Night» в авторском исполнении. За это с Брюса стрясли песню «Blinded By The Light», вошедшую в первую «десятку» как в Америке, так и в Англии.
  Вообще «The Roaring Silence» стал наиболее удачливым альбомом в плане продаж - это единственный «Манфред», ставший золотым диском. В записи участвовал новый вокалист группы Крис Гамлет Томпсон. С этого момента, музыкальный план группы вновь изменился - композиции стали более нежны и мелодичны, но бунтарский дух стал постепенно выветриваться (нет ли в этом влияния Большого брата?). К счастью, все преходяще, а музыка вечна! Все еще будет - наберитесь терпения! 
  Весь 1977-й год «Manfred Mann’s Earth Band» посвятили концертным турне. Не все участники коллектива, однако, оказались приспособленными к «звездному» статусу - на записи следующего альбома «Watch» оставившего группу Колина Паттендена пришлось заменить сессионным басистом Пэтом Кингом, а к концу года из группы ушли также Крис Слэйд и Дэйв Флетт.
  Манфред Мэнн начал поиски новых музыкантов. Ими стали гитарист/вокалист Стив Уоллер, Пэт Кинг, занявший ставку басиста, и опытный барабанщик Джефф Бриттон, прошедший суровую школу Пола Маккартни в группе «Wings». В новом составе был записан весьма успешный альбом «Angel Station» - энергичный до попсовости - он сильно полюбился россиянам от мала до велика. Его крутили вдоль и поперек! Коллекция считалась сомнительной, если в ней отсутствовал этот диск. 
  До начала работы над следующим альбомом, от группы откололся Гамлет. Тень его ушла в группу «Niht», а Мэнн искать нового вокалиста не стал, и создал великолепный альбом «Chance» с вокалом Стива Уоллера. Басиста Пэта Кинга его ставка не устроила, и он ушел вслед за Гамлетом. «Незаменимых нет, мистер Кинг!» - кинули ему во след и заменили новым басистом Мэттом Ирвином. Было это в 1981 году.
  Большую часть следующего года Мэнн посвятил работе над концептуальным альбомом о своем родном крае, получившем название «Somewhere In Africa». Диск увидел свет лишь в начале 1983-го года, а следом за ним вышел концертный альбом «Budapest», записанный на трех аншлаговых концертах в венгерской столице. В 1984-м году «Somewhere In Africa», ранее распространявшийся в Штатах только в качестве импорта, был выпущен в США в новом, измененном варианте. 
  - А нет ли у вас такого же, только штатовского?
  - Нет.
  - Будем искать.
  Альбом «Somewhere in Africa» Манфред Манн считал своей лучшей записью за многие годы, но при этом сомневался, что пластинку будет ждать коммерческий успех. Тем не менее, диск был принят хорошо. Манн писал: «Меня поразило, как традиционная музыка, исполненная на электронных инструментах, самых разных синтезаторах, зазвучала совершенно по-новому, неожиданно масштабно. Напевы квазулу для сюиты прямо в бантустане записал бас-гитарист «Земиты» Матт Ирвинг. Когда мы их переносили на пленку, использовали последние достижения звукозаписывающей техники. А я только бегал вокруг и смотрел, чтобы эта фантастическая техника не вытравила из музыки человека». Предмет песен альбома - тяжелая жизнь аборигенов в южноафриканских бандустанах. Музыка альбома, особенно на второй стороне, по своей ритмике ударных и с точными гармониями хоровых партий, имеет специфический южноафриканский колорит. 
  Тук, тук - к нам Фил Коллинз. Не сей ли труд «Somewhere In Africa» Манфреда Мэнна надоумил его написать песню «Lorenzo» для альбома «Dance Into The Light»? Ух, как от нее пышет жаром Африки и с каким блеском создают «африканское» настроение его непревзойденные барабаны! Кстати, и тут не обошлось без вездесущего Боба Дилана. Его вещь «The Times They Are A-Changin'» в аранжировке Коллинза просто именины сердца!
  Однако мы отвлеклись. В 1986-м году «Manfred Mann’s Earth Band» объявились с альбомом «Criminal Tango». В основном на альбоме были представлены обработки известных вещей из мира поп-музыки, в частности исполнителей «The Jam», Joni Mitchell, «Eddy & The Hot Rod's», «The Beatles». До начала работы над этим диском в строй вернулся Мик Роджерс, записавший в составе группы также альбом «Masque», появившийся в конце 1987-го года. На альбоме представлены переработки сюиты «Planets», включая хит 1973 года «Joybringer» и некие джазовые экзерсисы. Однако обращение к старой теме не вызвало вдохновения, альбом представляет собой скорее разрозненную мозаику чем единое целое. Удачной оказалась лишь одна песня, ставшая популярной - «Telegram to Monica».
  После этого последовало пятилетнее молчание и лишь в 1992 вышло в свет очередное творение «Manfred Mann's Earth Band» «Plain music», хотя этот альбом часто приписывают к сольному проекту Манфреда Манна. Вокалистом на этот раз выступил Ноэль Маккалла. Тема альбома - переработка песен племен Южной Африки и североамериканских индейцев. Однако в отличие от «Somewhere in Africa» все отдано музыке. Хотя альбом прошел почти не замеченным, однако его можно назвать лучшим из того, что было сделано «Earth Band» за последние пятнадцать лет.
  Следующий релиз «Soft vengeance» вышел в 1996 году. Вокал поделили Маккалла и Томпсон, на гитаре играл Мик Роджерс, на басу: Клайв Банкер и Дэвид Фармер, место за ударной установкой занял Стив Кинч. Достойный альбом. Его смело можно поставить в ряд с «Roaring silence» и «Watch». Но он, также как и синглы из этого альбома, в чарты не попали. Затем «Manfred Mann's Earth Band» очень интенсивно гастролировали, а по итогам их тура 1998 года был выпущен двойной концертный альбом.
  Заканчивая эту повесть о настоящем человеке, «коммунисте» Манфреде Мэнне, следует упомянуть и о его концертных выступлениях в России. В 2003-м и 2007-м годах маг-клавишник с группой «Earth Band» посетил Белокаменную (и, наверняка, Санкт-Петербург), всякий раз вызывая слезы умиления у зрителей своей виртуозной игрой и... «Сказать, что звезда хит-парадов 60-х вспомнил молодость, было бы донельзя глупо, Манфред Манн, он молодость-то и не забывал». И мы ее не забудем.

Евгений Вайман, 2011.

Список литературы:
Энциклопедия тяжелого рока (издательство In Rock, 2002). 
Манфред Мэнн. История (© 2006-2007 Фил Резников).
Сайт «Люди». Библиотека музыки. 2007.

manfred mann's earth band

Previous post Next post
Up