Откройте мне веки!

Mar 29, 2014 23:02


                                                                            ВИЙ
Начав смотреть "Вий", признаться не ожидал увидеть столь интересное и увлекательное зрелище. Уже в самом начале, по появившейся на экране надписи "ВИЙ", знаменующей начало экранизации знаменитого произведения Гоголя, стало понятно, что это не просто современный мистический триллер, а произведение имеющее определенный смысл и определенную цель. Надпись, вроде как надпись, появляется из обугленного дерева. Но если приглядеться внимательней, то можно увидеть руны, они то и является свидетельством того, что предстоящий просмотр будет сопровожден скрытым смыслом.



Не буду даже пытаться прочитать руны, потому что по "Хоббиту" (http://evgen9.livejournal.com/5215.html) понял, что всё это будет, весьма условно. Но если бегло пробежаться по тем что на букве "В", с веху вниз и справа налево, то получается вот что: Слава, Средство, Мудрость, Движение, Наследие, Поиск, Слава. К тому же сама буква "В", в слове "Вий", является руной - Беркана, означает березу или плодовитость. Вообщем, вроде ни чего плохого, и страшного. Хотя сам Вий, скажу забегая вперед, получился реально страшным, и даже жутковатым.
Начнем с самого интересного, зачем сюда вплели Джонатана Грина? В истории известен один карточный шулер под таким же именем, который раскаялся, прозрел и стал разоблачать до конца жизни картежные трюки. Кому интересно подробнее здесь: http://ru.playsolidpoker.com/poker-news/jonathan-harrington-green-sharpie-or-crusader/. Думаю, это и есть ключ к разгадке нашего героя.  И по всей видимости, он уже раскаялся, и встал на другую сторону, т.к. в его высокотехнологичной карете, таймер начал отчет с нуля, а также он отправился в путь из Гринвича, являющимся общепризнанным временным и географическим началом.



В путь он отправился сбежав от гнева своего, почти родственника - тестя, - Лорда Дадли. Знакомое имя, не правда ли? Лорд Дадли - любимый фаворит королевы Елизаветы. То есть нас отправляют к самым истокам Британской Империи. Грин бежит из логова нашего злейшего врага, что бы показать людям истинное очертание мира, то бишь открыть правду-матку. Но что за правду он хочет открыть? Хотелось бы, что бы это были не просто разоблачения Эдварда Сноудена, а настоящая правда о нашем прошлом, и соответственно настоящем. Пользуется циркулем, знает секреты Леонарда да Винча, да ни как он посвященный масон? Ко всему прочему еще и ученый - картограф. Не успели закончиться вступительные титры, и уже столько информации, что мозг кипит. Дальше больше.
На карте беглого англичанина территория России обозначена как "Terra Incognita", т.е. "Неизвестная земля". То что Россия, для иностранцев, и в особенности для европейцев, страна абсолютно не понятная и загадочная, знают все. И авторы, видимо, решили это особо подчеркнуть.



Когда ученый - картограф, оказавшись в изолированном хуторе, вляпался в грязь, забрызгав лжесвященика Паисия, то не вольно подумалось, что вся эта ситуация похожа на нынешнюю Украинскую заваруху, где еврочиновники сами вляпались в своё же дерьмо. Знали или нет авторы, что нечто подобное может произойти с Украиной, но эпизод получился знаковым. Вся деревня потешалась над неожиданным гостем, только отец Паисий, был насторожен, оно и понятно, подобные личности несут угрозу его власти. Поэтому Паисий тут же попытался его ликвидировать, объявив его сатаной, но в дело вмешался казак Явтух, яркий представитель адекватного мужика-казака.
Здесь мы остановимся на попе Паисии. К тому же, через образ Паисия нам очень четко и подробно показывается истинное лицо церкви. Наиболее характерный эпизод, это демонстрация, бесов и чертей, хуторянам, через устройство, напоминающие проектор. Как тут не вспомнить слова Ключевского В.О. жившего более ста лет назад, «Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями». Как будто Василий Осипович сам, вместе с нами посмотрел этот фильм. Точнее и не скажешь. То, что выдающийся русский историк, знал что писал, думаю ни у кого сомнения не вызывает, и не зря ведь он бросил духовную семинарию на последнем курсе.  Но вернемся к "Вию".  Для тех же, кто чертей и бесов не убоится, для них имеется специальный подвальчик. Такому помещению, и такому набору приспособлений для пыток, который там имеется, любой садист-инквизитор позавидует.Так что в методах убеждения " он не стеснялся.
Кстати если вспомнить последние строки "Вия" Гоголя, то они то же гармонично перекликаются с вышесказанным : "... так навеки и осталась церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обросла лесом, корнями, бурьяном, диким терновником; и никто не найдет теперь к ней дороги". А дорогу к истиной вере не дают найти воцерковленные Паисии.
Паисию удалось одурачить почти всех в хуторе, прикрываюсь словами о Христе, он использует невежество толпы в своих целях. А для Хомы Брута он страшней самого Вия. Казалось бы, ну куда страшнее то Вия. И Действительно, посмотрите на него внимательно - он действительно страшней Вия, потому что Вий не прячет своё истинное лицо. Паисий и есть, тот кто в овечьей. Как волк в овечей шкуре. Паразит присосавшийся к телу народа. Олицетворением же тела народного, по мимо оболваненных хуторян, является Паночка, дочь пана атамана-сотника, над которой Паисий жестоко надругался, а затем и убил. Естественно смерть дочери не даёт покоя отцу, и он всячески пытается помочь дочери обрести покой. Самостоятельно они сбросить с себя присосавшихся паразитов, и обрести покой не могут, так как находится в плену библейских вероучений. Но чужестранец Джонатан Грин, ученик Ньютона, верит в закон гравитации, а не сказки религиозных деятелей. По этому он идеальная кандидатура, для помощи, в борьбе с осатанелым лже священником. Но Грин от испуга прячется в заколдованный круг. Вот тут Паночка и призывает Вия: "Позовите мне Вия!". Но ко такой Вий? Откуда у него сила видеть через защитный круг, начертанный мелом? Ведь круг это символ всевышнего-творца.



Вий - древне-языческий бог Велес. Очень точно это описано тут: http://www.nkj.ru/archive/articles/4619. Наш Вий-Велес один из самых древнейших богов, такой древний что его веки-волосы проросли в землю. Теперь понятно почему защитный круг ему не преграда, потому что он сам является частью этого круга, т.е частью творца-всевышнего.
И Вий приходит на помощь! Ключевой эпизод всего фильма, и надо сказать что показан он был отменно. Как я уже говорил, Вий произвел сильное впечатление. Далее приведу диалог, так как  очень важен, для дальнейшего разбора.
- Вот он, теперь он твой, - прохрипел Вий.
- Узнай, кто в овечьей?! - просит Паночка, накинувшись на Грина.
- Спасешь её душу, оставишь себя среди живых, - последние слова Вия.
И тут прокукарекал петух. Далее голос ведьмы говорит, с начало что то не понятное, и далее уже разборчиво: "Ты видел их множество, они живут в людях и по всюду, ведь ты же можешь крестом от них отгородиться. Но на тебе нет креста, и легче тебе мелом и всю жизнь прибывать в кругу. А Паночка самого Вия призвала, что бы ты вышел из круга, взглянул в его глаза. Ты остался цел, у тебя сильное сердце, так помоги ей обрести покой. Помоги!"
Что значит взглянуть в глаза Вию, и не умереть? Что бы это понять, надо обратиться к описанию Вия самого Гоголя, где он рисует его приземистым гномом. Ну а гномы, особенно те что из подземелий, это алчные, жадные и расчетливые создания(опять же если вспомнить "Хоббита"). Всё это наталкивает на мысль, что способность взглянуть в глаза Вию, - это способность увидеть в себе все самое мерзкое, низменное и суметь это отбросить, устоять от всевозможных соблазнов. Взять вверх над собой. Именно по этому ведьма говорит: "...у тебя сильное сердце..."
Ну а если отбросить всякую лирику, то в сухом остатке, имеет место сделка: некто даёт Грину-беглецу гарантии безопасности, а он в свою очередь должен оказать услугу помощи, вытащившей его из круга и приютившей стороне. Подобные мотивы сильно коррелируют с сюжетом "Гравитации": http://www.youtube.com/watch?v=hfwUWrsUxP8
Хотелось бы еще отметить развязку сюжета. Когда Паисий  решил что его власти нет предела, и что он может решать кому жить , а кому умереть, тут то его самого и порешили силы небесные. (А кто то еще сетует, что в сравнении с оригиналом Гоголя, не хватает мистики). От таких чудес даже Грин ученый-атеист перекрестился.



Но это еще не все. В самом финале авторы нам оставляют еще одну загадку.
Высокотехнологичная карета, кстати починенная хохлом кузнецом-Кулибиным, направляется из Хохляндии в Москву!!!



Но Москва тоже не конечный пункт.
Когда титры уже пошли, камера, спустившись вниз по указателю, дошла до таблички с надписью "Китай". И что бы это значило?



Что бы это понять, надо послушать диалог двух казаков, что на стоп-кадре. Диалог их слово в слово повторяет самое начало "Мертвых душ" Гоголя.
«Вишь ты», сказал один другому, «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» - «Доедет», отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», отвечал другой. - Этим разговор и кончился.
Из этого можно понять, что тот, кто замахнулся на Россию, а вслед за ней на Китай, и остальной мир, в лучшем случае повторит судьбу Наполеона, то есть доберется до Москвы. Так что пусть даже и не думают соваться.
Помимо того, что все бабы ведьмы, остался не отмеченным один момент, который в фильме явно прослеживается. Это попытка напомнить нам о наших корнях. Обличив церковь, нам напоминают о таком прекрасном празднике, как дне летнем солнцестоянии, дне Ивана Купала. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Хорошо этот праздник описан здесь: http://www.izuminki.com/2012/06/23/ivan-kupala-obychai-i-primety/
Вообщем кто не смотрел, очень рекомендую сей фильм, не зря над ним несколько лет трудились.

гоголь, вий

Previous post Next post
Up