Sep 24, 2013 16:32
Всегда нейтрально относился к российскому автопрому. Знал, что есть проблемы в машинах, но цена все расставляла по своим полочкам. Требовать японского качества от дешевого автомобиля глупо. Лишь бы возил владельца и ежедневно не ломался. Сам я любитель поковыряться в машине, но делать это даже раз в неделю не готов, да и гаража нет. В детстве, помню, во дворах ремонтировали свои машины сами. Выкатят на улицу и начинают разбирать то двигатель, то коробку, то мосты задние выкатывают. С самого детства запах бензина мне знаком и не считаю зазорным то, что люди ремонтируют свои машины самостоятельно. Тут, скорее важен сам процесс.
Из года в год это повторялось, пока не появились машины из Японии. Я стал немного по-старше и некоторые вещи пришлось переосмыслить. На рассвете появления машин с ПРАВильным рулем люди не совсем охотно, скажем прямо, скептически относились к покупке праворульного авто. Пугало отсутствие запчастей, несоизмеримая сложность в ремонтах забугорного автомобиля, в отличие от российского. Да и расположение руля не предвещало ничего хорошего. Постепенно эти стереотипы начали таять. Японские машины ломались гораздо реже, чем наши «жигули» и «москвичи», проблему с запчастями тоже решили предприимчивые люди, ввозя их из Японии. А ремонты если и были, то, как правило по подвеске. На наших дорогах подвеска машины быстро выходила из строя. Ну нет в стране восходящего солнца таких дорог, как в России, не рассчитали японцы подвеску на то, что испытывать ее будут в очень суровых условиях, таких кошмарных, что и в страшном сне инженерам не снилась. Но при всем при этом, подвеска праворульной машины оставалась очень комфортной. Ездить гораздо приятнее, чем на машинах российской сборки. Именно поэтому, спустя столько лет автомобили с правым рулем все еще пользуются популярностью. Без проблемная эксплуатация, комфорт при вождении, низкая цена, надежность - все это делает покупку машины из Японии идеальным вариантом, при условии ограниченного бюджета.
Низкая цена - вот главный критерий для большинства при выборе машины. Цена должна быть низкая во всем - сама машина, стоимость ТО, запчастей, расход топлива. Цены на тойоты и ниссаны самые адекватные, именно они пользуются большой популярностью на Дальнем Востоке и Сибири. Именно они объединяют в себе все вышеперечисленные качества. В европейской части нашей необъятной родины огромной популярностью пользуется продукция АвтоВАЗ. Согласен, каждому свое, кто-то на прулях ездит, кто-то на Ваз. Я сделал выбор в пользу иностранных машин и ездил на отечественных крайне редко. Но когда выпадал случай проехать в них, каждый раз удивлялся... Как? Ну как? Как же можно собирать салон автомобиля, чтобы он был такой погремушкой? Нет, не мое это.
Проходит время, все меняется. Пришло время выбирать новый автомобиль. Пришлось выслушать множество советов на форумах, прочесть и просмотреть множество обзоров на бескрайних просторах сети интернет. Признаюсь честно, что пошел в салон Лада уже после покупки авто, ради интереса под влиянием заверений множества людей о том, что эти машины уже не те, качество шагнуло далеко вперед. И вообще можно забыть про ключи, навыки слесаря, моториста, маляра и электрика. Все работает уже с конвеера. Что ж. Проверим. Вдруг случилось чудо и Ладу, действительно, можно рекомендовать к покупке своим знакомым и близким?
Итак, подъезжаем к зданию официального дилера. Огромная стоянка, но стоят на ней только три машины для тест-драйва. Удивительно, как пытались меня убедить - эти машины пользуются ахтунговым спросом, очередь растягивается чуть ли не на год. Ажиотажа как-то не наблюдалось возле салона. ОК, бывает. Может день не удачный а в другой раз даже припарковаться бы места не хватило. Спишем на стечение обстоятельств. Другой момент что поразил-отвратительное качество асфальта на всей площади. Ямы, рытвины, выбоины. Как после бомбежки. Странно, я думал, что в таких местах асфальт всегда будет хорошим. В любом автосалоне что я был, везде асфальт был идеальным. Либо выложена тротуарная плитка. Но таких подстав нет нигде. В 30 метрах от салона Лада, красуется автосалон Рено. Там площадка ровненькая. Чудеса. Может это такой хитрый маркетинговый ход, мол русские машины для русских дорог? Или танки рытвин не боятся? Ладно, мы сюда не асфальт приехали рассматривать, а машину. Заходим внутрь. Все чисто, аккуратно. Куча машин в зале. На многих висит табличка-скидки! Как же так, если машина мегапопулярна, никто скидку в 36т.р. давать не будет. Это нонсенс. Ну да ладно. Спишем снова на хитрый маркетинговый ход. Два менеджера сидят за своими столами, уткнувшись в мониторы. Промямлили дежурное «здравствуйте» не показывая лица и не вставая со стула. Во всех остальных автосалонах такого себе не позволяет никто. Всегда подходят, улыбаются, здороваются и спрашивают чем могут помочь. Тут же полное отсутствие внимания к клиенту. ОК. Самостоятельно находим Лада Калина 2. На вид очень даже красивая. Чувствуется проработка экстерьера. Плавные линии, не вызывающие чувства отвращения. Машина нравится. Зазоры ровные, насколько это возможно для сверхбюджетной машины. Садимся внутрь. Как только открыли двери - в нос ударил резкий запах химикалий. Нет, это не запах новой машины. Это запах дешевейшего китайского пластика, полученного путем переплавки старых китайских магнитофонов и вонючих детских игрушек. Не приятный момент, да. Но со временем выветрится. Машина-то бюджетная. Передняя консоль собрана на первый взгляд хорошо. Греметь нечему. Но стоит посмотреть на нее с открытой дверью, как бросается огромный зазор, толщиной в палец плавно уменьшающийся от верха к низу. Может брак? Бывает. Садимся. Экономия чувствуется во всем. Это можно прочувствовать попой. Черезмерно мягкое сиденье, с дешевым поролоном и наидешевейшей обивкой. Теперь мне становится понятно, почему салон в подержаной российской машине выглядит так уныло. Ткань на сиденьях очень быстро приобретает непотребный вид, поролон продавливается и образуются складки и вмятины. Садиться на такое не очень приятно. Спасают чехлы, но продавленный поролон вы будете чувствовать всю поездку. Это сложно замаскировать. В целом салон улучшили. Но почему по всему интерьеру «разбросаны» пестрящие сорванными шлицами саморезы? Можно же колпачками закрыть, стоят они копейки. Выглядит это настолько уныло и не грамотно, что хочется развидеть это навсегда. Не умеют нормально закручивать саморезы? Или саморезы выполнены из мягкого материала? У меня нет ответа на эти вопросы. Почему даже в бюджетных машинах саморезы нигде не торчат? Возьмем Поло Седан или Солярис. Просто так вы не сможете найти ни одного самореза. Они либо в недоступных местах, либо скрыты подальше от любознательных глаз.
Посадка хорошая, двери большие. Пытаемся выяснить как там с местом сзади. Дергаем ручку и... Ничего. Дверь не открывается. Думал, что включена защита от детей. Ан нет. Просто двери не отрегуливаны на конвее. Тянуть нужно сильнее. Места достаточно, а качество исполнения точно такое же, как и спереди. Закрываем. Дверь не захлопывается до конца. Хлопаю сильнее. Не закрывается. В голове только одна мысль: «Паскуда!!!». Хлопаю со всей дури. Неужели!? Передние двери нормально работают, а вот задние... Складывается ощущение, что их просто наспех прикрутили и выставили зазоры, а отрегулировать забыли. Лишь на двух машинах из всего изобилия машин в салоне задние двери закрывались сносно. Багажник на двух калинах из трех представленных вообще не пожелал открываться с кнопки в салоне. Просто эффекта небыло никакого. На третьей машине сработало - багажник открылся. В какой из трех неполадки? Не ясно. Все чудесатее и чудесатее. Увидев, как я хлопаю дверями и говорю себе под нос всякие ругательства во время закрывания дверей, два манагера словно проснулись. Пока я рассматривал Ларгуса, они демонстративно и громко хлопали задними дверями. Грохот стоял на весь салон. Чувство что стены вот-вот начнут рушиться меня не покидало. Все это усугублял дикий ржач манагеров по поводу хлопков дверей. Ржали как лошади.
На ларгусе бросилось в глаза ржавые ступицы. Не то, что легкая ржавчинка, нет. Конкретная ржа. А ведь машина еще не ездила по дорогам. Буквально только что сошла с конвеера. Салон ларгуса немного отличается по качеству отделки от Калины и Приоры. Тут более добротный пластик на ощупь. И больше уверенности в том, что скрипеть ничего не будет. В целом интересная машина для частного бизнеса.
В Приоре просто выморозил провод USB, с особым цинизмом болтающийся в бардачке, как бы намекая на то, что какое бы говно не подсунули вам, вы и так сожрете. Конечно, салон Калины 2 смотрится гораздо более привлекательнее, чем в Приоре.
Подошел менеджер и спросил что заинтересовало меня. Выложил все, что я думаю об этих машинах, ржавчине, не закрывающимися дверями и качеством сборки. Я ожидал всего. Но ответ меня ввел просто в ступор. Ржавчину на ступицах он не признал, сказав, что это лишь небольшое окисление. Вообще в школе человек учился или нет? Что такое ржавчина? Про незакрывающие двери я был просто разорван на куски. Этот человек вылупил глаза по пять рублей и с неподдельным удивлением сказал, что все двери работают как швейцарские часы. Как?! Ты же пять минут назад со своим напарником гоготал во всю глотку и хлопал дверями с такой силой и скоростью, что можно позавидовать. И тут же мне в глаза нагло врешь. Я же сам видел, своими глазами это. Но манагер был невозмутим, и спросил какие именно двери плохо закрываются. Пришлось ткнуть пальцем. Он сам попробовал, да, какая досада, почти не закрывается. Но можно взять ключи и подрегулировать самостоятельно. ШТОА? Машина только с конвеера, а уже нужно брать в руки ключи и напильник? А как же те сказки о том, что с новыми машинами от АвтоВАЗ я смогу забыть что такое ключи и как они выглядят? А сказки, так и остались сказками.
А может я действительно придираюсь, и все это досадные мелочи? И после поездки я смогу изменить свое мнение о машине. Спрашиваю про тест-драйв. На что манагер выдавливает из себя изречение, мол нужно заранее записываться по телефону, дескать очереди запредельные, ничего не успеваем (тут я подозрительно оглянулся по сторонам в поисках людей. «Надо записаться на прием к офтальмологу.» Именно такую заметку я создал на своем смартфоне.). Отлично, говорю, а не мог бы, многоуважаемый менеджер нас прокатить сам, в принципе этого хватит понять какова подвеска и двигатель с трансмиссией. Ответ утвердительный. Запускает двигатель с брелока. Мы, пока манагер решает какие-то свои вопросы, выходим на улицу к урчащей машине. Подходя сзади бросился в глаза ржавый слегка окислившийся и уже заваренный глушитель. И это новая машина, блин. Двигатель работает очень жестко. Что-то в нем постукивает и позвякивает. Подозрительные звуки. А может я избалован иномарочным шепотом? Возможно. Хорошо, лишь бы заводился и ехал. Машина проработала заведенной около пяти минут. За это время я успел найти грязь в стыке на жабо, которая состоит из двух частей. Причем одна часть выше, а другая ниже. Криворукие сборщики, и такие же конструкторы, которые не могли додуматся сделать ее цельной, как у всех нормальных машин. Зазорчики кое-где великоваты, но в целом терпимо. Садимся в машину. Манагер гордо включает подогрев сидений. Хочу сказать сразу, что в моей машине подогрев начинает ощутимо поджаривать попку спустя 30 секунд. На этой машине даже спустя три минуты тепла я не почувствовал. Судя по всему, нагревательные элементы находятся под толстенным слоем поролона, и пока это прогреется, проходит ощутимое количество времени. Стесняюсь спросить, а чем вызвано такое решение вопроса? Может быть было рассчитано на задницу, величиной в Самарскую область? Или инженерная мысль была гораздо более глобальна, и конструкторы предусмотрели продавливание поролона со временем, заметно сокращая, но полностью не убирая прослойку между задом и нагревателями? Сложно сказать. Эту загадку не решил бы и сам Шерлок Холмс, ибо логики нет вообще никакой.
Но градус маразма только начал нарастать. Манагер выпалил, что бензина совсем мало и далеко не уедем. Будем кататься по выбоинам на стоянке. Это ахтунг, товарищи. Такого тест-драйва у меня никогда еще не было. Я с трудом сдерживал смех и слезы. Поехали, стая сверчков сразу же дала о себе знать. Рев, улюлюканье, грохот, дребезг. Что это? Сколько проехала эта машина? Это же ужас. Манагер давил тапок в пол. Из ушей пошла кровь. Резкое торможение. Чувство такое, что задние колеса оторвались от земли. Кто настраивал эти тормоза? Справедливо было указано менеджеру на сверчки в салоне. На что тут же последовало изречение: «А что вы хотите за эти деньги? Это дешевая машина. Можете после покупки сделать шумоизоляцию дверей либо сами в гараже, либо на сервисе за 5т.р.» Фейспалм. Даблфейспалм. За эти деньги я хочу тихий салон и надежность с комфортом. Не требую, чтобы машина была как бентли по юзабилити и комфорту, и не разгонялась как Ниссан ГТР. Но уж покупать такой стыд-позор за свои деньги-извольте.
Через пару-тройку таких крутых виражей хотелось только одного. Умереть. Умереть от стыда, что такая страна, выпускающая ракеты, на которых весь мир летает в космос, самолеты, танки, автоматы, производит такие автомобили. Это позор всей нации и страны в целом. Такого грохота салона я не слыхал даже в дроволетах от тойоты середины 80х. Те пять минут «тест-драйва», запомнились мне на всю оставшуюся жизнь. Ничего не изменилось в этих машинах. Абсолютно. Как и раньше, необходимо закупать наборы инструментов, иметь свой гараж с ямой или подъемником. Покупать книжки по ремонту, получать навыки слесаря, маляра, электрика, жестянщика. Да, может быть не нужно возить трамблер и карбюратор запасной в багажнике. Уже прошел совок и прогресс ушел далеко вперед. Вместо этого есть эвакуатор, который доставит вас до ближайшего автосервиса. Не покидает стойкое ощущение, что в сервисе владельцы будут частыми гостями и заезжать туда необходимо регулярно. Между заправками.
Я не спорю с тем, что рано или поздно любая машина требует ремонта. Любая станет дроволетом со временем. Но как скоро Лада станет дроволетом из состояния ведра с болтами? Можно купить Ладу, сделать шумку, антикор, протянуть подвеску, перетянуть салон нормальной тканью или вообще поменять на сиденья от иномарки. Но почему, в таком случае, нельзя сразу купить нормальную машину за чуть большие деньги, и не заниматься этим онанизмом? Если у вас есть 300т.р. лучше подкопите, займите, возмите кредит, но купите нормальную иномарку, которая не будет выносить мозг своими «нюансами». А еще лучше за эти деньги найти хорошую б/у машину. Это более выгодное вложение денег, чем покупка Лады. Откровенно некачественная сборка, спорные инженерные решения и наплевательское отношение - все это слито воедино в Ладе. По сути, в этих машинах множество деталей, привезенных из-за границы. Та же АКПП, АБС, ЭБУ. Вот только нужно уметь соединить это все воедино. Соединить грамотно и надежно. Но на автовазе не умеют этого делать. И не хотят. Пока находятся люди, покупающие ЭТО, нас будут продолжать пичкать этой некондицией, повышать пошлины, выдумывать новые поборы. Народу давно пора поумнеть. Если все разом откажутся от покупки, выбирая наиболее дорогую, но гораздо более надежную, безопасную и комфортабельную модель, возможно, мы когда-нибудь будем ездить на нормальных, конкурентоспособных автомобилях отечественного производства. Корейцы смогли, китайцы смогли, а почему Россия не может производить хорошие авто?