«Город на память». 934. ВДНХ-2024. Десять лет возрождения

Dec 09, 2024 14:10


6 декабря 2024 года

«Город на память». 934. ВДНХ-2024. Десять лет возрождения

Эпоха возрождения ВДНХ началась весной 2014 года, когда территория главной выставки страны полностью перешла в ведение московского правительства. Предыдущие лужковские концепции развития Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) предусматривали перепланировку и новую застройку, а по версии Собянина акцент был сделан на сохранение исторического облика и реставрацию павильонов. Без сносов всё равно не обошлось и новые здания («Москвариум», «Атом») были построены. А насколько успешно проходят реставрационные работы, наглядно показывают снимки в этом фотоальбоме.





Всесоюзная сельскохозяйственная выставка открылась в 1939 году, подготовкой проекта руководил Вячеслав Олтаржевский, но на торжественное открытие ВСХВ главного архитектора не пригласили, наоборот, обвинили во вредительстве и сослали в воркутинский лагерь. Строители срывали сроки сдачи объектов, уже построенные павильоны комиссия не принимала и здания строили заново, расположение павильонов менялось на ходу и за весь этот организационный бардак пришлось отвечать Олтаржевскому. Причём отвергнутые архитектурные решения не были плохими, в них присутствовал и монументализм, и авангард, и национальный колорит, но начальству всегда виднее, как и что строить для советского народа.

Смотрите старые фотографии. ВСХВ. 1939 год: https://pastvu.com/p/67504

ВСХВ. 1954 год: https://pastvu.com/p/1454511

Ко второму открытию ВСХВ в 1954 году Анатолий Жуков и Рудольф Кликс оставили нетронутым расположение главной аллеи, площадей и несколько павильонов, а всё остальное перепланировали заново. К работе над проектами павильонов были привлечены лучшие архитекторы РСФСР и других союзных республик, которые создали дворцы в стиле сталинского ампира, а в оформлении республиканских павильонов были использованы характерные черты национального зодчества. Так появился великолепный архитектурный ансамбль, олицетворяющий сталинскую эпоху и, в основном, сохранившийся до наших дней.

В 1958 году постановлением Совета Министров СССР была создана Выставка достижений народного хозяйства СССР - сельскохозяйственная тематика перестала быть основной, а бывшие республиканские павильоны передали отраслям промышленности. Было бы странно, если на входе посетителей встречали скульптуры условных свинарки и пастуха, а в павильоне демонстрировались успехи чёрной металлургии, поэтому во многих случаях прежний декор демонтировали, сбили, закрасили и оформили залы по-современному, а десяток практически новых павильонов безжалостно снесли.



Нынешняя концепция развития ВДНХ предполагает реставрацию существующего архитектурного наследия 1954 года с воссозданием утраченных деталей. Поначалу процесс проходил неторопливо и ограничился неотложными противоаварийными работами, а собственно реставрация затянулась на годы. Тому были объективные причины - утрата оригинальных технологий, нехватка квалифицированных специалистов, а также неожиданные удивительные находки - под грунтовкой обнаруживалась подлинная роспись, а за фальш-панелями - полуразрушенные скульптуры.



Спустя десять лет ВДНХ предстаёт в непривычном образе, известном лишь по старым фотографиям. История оживает на глазах, всё это интересно и необычно, но есть и вопросы. Можно понять, когда скульптура полуразрушена без возможности её реставрировать и поэтому создаётся точная копия из аутентичного материала. Но в ряде случаев оригинальный бетон и металл заменяют на удобный пластик. А все три больших фонтана «Дружба народов», «Каменный цветок», «Золотой колос» были разобраны до основания по причине износа инженерных коммуникаций и воссозданы заново. Можно ли считать появившиеся новоделы по-прежнему памятниками архитектуры? Реставрация, реконструкция, воссоздание, ремонт - всё это разные процессы и за внешним позитивным преображением выставки прямо сейчас происходит потеря её подлинности.



Кропотливый труд скульпторов и реставраторов заслуживает самого уважительного отношения. По сохранившимся фрагментам, архивным рисункам и фотографиям они возвращают утраченные скульптуры колхозников, орнаменты, росписи залов. Возрождение ВДНХ стало основной темой второй выставки «ПРОреставрацию», где мастера продемонстрировали посетителям приёмы работы по воссозданию исторических артефактов.









На другой выставке - в Зарядье - можно было увидеть некоторые находки: во время работ в Центральном павильоне обнаружился ковёр с портретом Ленина, в «Юных натуралистах» - плафон, а в павильоне Ленинграда и Северо-Запада - обломки монументальной композиции «Праздничное шествие в Ленинграде».







Павильон «Поволжье» в 1958 году получил новое название - «Радиоэлектроника и связь», вскоре его фасад на десятилетия закрыли алюминиевыми панелями. Возвращённый исторический облик - это одно из чудес возрождения ВДНХ.



Павильон Узбекской ССР больше известен как отраслевой павильон «Культура», здесь воссозданы скульптуры чабана и сборщицы хлопка, восстановлены каскадные фонтаны, изящная ротонда была разобрана и собрана заново.



Азербайджанский чабан возле павильона Азербайджанской ССР



Боковые ризалиты главного фасада павильона Казахской ССР вновь украшены многофигурными барельефами на тему земледелия и животноводства.



На портике павильона Литовской ССР воссоздана скульптурная композиция, изображающая колхозников с гербом республики.



Фонтаны «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок» были демонтированы для замены коммуникаций, причём «Каменный цветок» после своего второго рождения удивляет необычной яркостью камней.











Небольшие фонтаны возле павильонов «Хлопок» и «Центросоюз» со временем почти разрушились и реставраторы вернули им оригинальный декор.





Исторические скульптуры «Центросоюза» удалось спасти, а остальной декор фасада воссоздан заново.









Павильон Московской области, также известный как «Земледелие» и «Зерно», неплохо сохранился. Здесь проведены работы по реставрации фасада и интерьеров, обнаружена и восстановлена закрашенная роспись вокруг дверного проёма.



















В девяностые годы павильон «Мясная промышленность» не превращался в торговую площадку и сохранил немало подлинных элементов оформления. В ходе реставрации воссозданы скульптуры быков по обе стороны фасада и керамические поросята в интерьерах второго этажа.









Трибуны и ограждения выводного круга не являлись объектами госохраны, были уничтожены и заменены на более практичные.



Животноводческие павильоны на выводном кругу реконструированы под музеи и торгово-выставочные заведения. На крышах немецкая трофейная черепица заменена современной имитацией.





Круглое здание манежа возвращено из аварийного в рабочее состояние и в нём проходят конные представления.



Реконструкция свинарника



На ВСХВ озеленение и садоводство входили в основную экспозицию выставки, а Мичуринский сад был витриной этого направления. Памятник Ивану Мичурину отреставрирован, возобновлены посадки плодовых деревьев.



Скульптуры «Охотник» и «Лисятница» - это всё, что осталось от павильона «Охота и звероводство», сгоревшего в 2005 году. Причём павильон был одним из немногих, сохранявшихся с довоенной ВСХВ.





Павильон «Кролиководство» похорошел только снаружи, интерьеры пока недоступны.



Павильон «Рыбное хозяйство» возведён над водой в 1985 году взамен стоявшего неподалёку и снесённого одноимённого павильона сталинской эпохи. Это здание по-своему интересно как образец советского модернизма, после реконструкции используется в качестве делового пространства.



Павильон «Водное хозяйство» приобрёл несколько эклектичный вид после реконструкции 1974-1975 годов. Сейчас радикально ничего не стали менять, лишь подновили фасады и открыли внутри Музей кино.







Свежевыкрашенный фасад Дома связи ВСХВ. В радиоузле работал знаменитый диктор Юрий Левитан, о чём сейчас напоминает мемориальная табличка.



В таких домиках на ВСХВ размещалась почтовые отделения.



А так выглядит реконструкция павильона «Табак» - богатейший декор ободран до кирпича и вместо памятника архитектуры мы увидим новодел.





За занавесами строительных сетей продолжаются работы в павильонах «Москва» («Монреальский»), Карело-Финской ССР («Советская печать»), «Комбикормовый завод».







Ресторан «Золотой колос» тоже в строительных лесах



Чайная № 2 (кафе «Лето»)





Так создаются разноцветные фигурные наливные полы на входе в павильон «Юные натуралисты». Подобная технология широко использовалась в СССР в Домах культуры и других общественных учреждениях.







Это лишь небольшие штрихи к портрету главной выставки страны, который можно разглядеть во всех деталях, пройдя по ссылкам в алфавитном указателе или по меткам на интерактивной яндекс-карте.



Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

Все фотоальбомы «Город на память»

ВСХВ, ВДНХ

Previous post Next post
Up