«Город на память». 894. Арбат. Стена Цоя

Jun 24, 2024 21:19


21 июня 2024 года

Фотопроект «Город на память». 894. Арбат. Стена Цоя

Уличные музыканты и художники появились на Арбате в 1986 году после того, как улица стала пешеходной и, по выражению местного жителя Булата Окуджавы, «офонарела». В девяностые москвичи и туристы толпами потянулись на московский Монмартр поглазеть на выступления неформальных артистов разных жанров - не только музыкантов, но и поэтов, фокусников, крутящих огненные пои фаерщиков, жонглёров, брейк-танцоров, артистов на ходулях, исполнителей частушек и даже профессиональных рассказчиков анекдотов. Наверное, кого-то забыл упомянуть.





В музыкальной среде царил плюрализм инструментов, тут нетрезвый гопник с расстроенной гитарой, там консерваторская девочка с виолончелью, а чуть дальше ансамбль с этническими барабанами джембе.







А некоторых музыкантов, таких как гитарист Сергей Садов, играющий на уникальном авторском инструменте, знает весь Арбат.



Олег Мокряков уверяет, что его группа «Акулы» первой стала выступать с электрогитарами на Арбате. В начале девяностых «Акулы» были узнаваемой командой со своими поклонниками и большой аудиторией. На этом фото Мокряков на Пушке, а не на Арбате, и с акустической гитарой - но всё равно легенда.

Рок-группы играли электричество, подключая аппаратуру либо к аккумулятору, либо утаскивая кабель куда-то в подъезд. Кто-то исполнял свои песни, но чаще всё-таки популярные чужие композиции. Тогда далеко не все хорошие песни профессиональных рок-музыкантов доходили до слушателей на катушках или кассетах, так что Арбат этот пробел восполнял уличным звуком. Так, здесь довелось впервые услышать длиннющую балладу про музыканта, который сменил кларнет на электрогитару, - песня с трагичным финалом буквально накрыла ритмом, рифмами, смыслом, игрой слов. Это оказалась «Сказка о Карле» Юрия Наумова - одна из лучших песен в российской рок-музыке.







Слушателей было предостаточно и лежащая на асфальте шляпа или картонная коробка наполнялась звонкой монетой, а чтобы собравшиеся горожане не забывали делать пожертвования, кто-то из группы поддержки периодически обходил толпу с этой самой шляпой. Ещё были попрошайки-аскеры, которые никаких талантов не демонстрировали, а тупо клянчили у прохожих деньги «на бухло». В дособянинские времена пиво в общественных местах не запрещалось и на Арбате пенное было самым востребованным напитком.







15 августа 1990 года в автомобильной аварии на латвийском шоссе погиб рок-музыкант Виктор Цой. Группа «Кино» уже несколько лет прочно обосновалась на первых строчках хит-парадов, была одной из самых популярных рок-команд наряду с «ДДТ», «Nautilus-Pompilius», «Аквариумом», «Арией», «Машиной времени», и новость о гибели молодого талантливого поэта и музыканта для многих стала трагедией.



На перекрёстке Арбата и Кривоарбатского переулка и раньше собирались неформалы и кто-то оставил на глухой кирпичной стене дома № 37 надпись: «Сегодня погиб Виктор Цой. Мы будем уважать тебя!». Тут же появилась приписка, ставшая мемом - «Цой жив». Поэт жив, пока звучат его стихи, и у стены Цоя музыканты-любители с тех пор исполняют песни группы «Кино». Больше всего поклонников приходит сюда в день рождения 21 июня и в день памяти 15 августа.

Покрытая граффити стена превратилась одновременно в стихийный народный мемориал и арт-объект. Все эти годы вокруг сакрального для фанатов места не утихают страсти: то местные жители выступают против, то собственник здания, то какой-нибудь депутат, а то художники-акционисты закрасят всё чёрной краской. При этом надписи и рисунки появляются вновь, игнорируя запреты московских властей на нанесение несанкционированных надписей на стенах.

В последние годы в дни памятных дат у стены Цоя дежурит автозак, в чреве которого стараниями стражей порядка исчезают самые неформальные или злоупотребляющие алкоголем киноманы. При этом блюстители порядка всю тусовку не разгоняют, зажжению свечей и исполнению песни «Перемен, мы ждём перемен» не препятствуют.





















































Большие массовые мероприятия на Арбате запрещено проводить с 2012 года - как было заявлено, по требованию уже упоминавшихся местных жителей. Хотя молодёжь не так уж и часто устраивала здесь масштабную движуху, всего три раза в год - на ирландский День святого Патрика, праздник мыльных пузырей DreamFlash и прогулку зомби.



День святого Патрика прижился в Москве с подачи Юрия Лужкова, лоббирующего международные коммерческие и культурные проекты. Было дело, даже Новый Арбат перекрывали для ирландского парада с участием торговых и посольских чиновников. После официальной части гуляние продолжалось на старом Арбате, где питейные заведения собирали в этот день немалый доход. Среди гуляющих преобладают зелёно-бело-оранжевые цвета ирландского флага, а в качестве экзотики некоторые мужчины музицировали на волынке или вместо брюк носили юбку-килт.











Парад мыльных пузырей Дримфлэш впервые прошёл на Арбате в 2006 году. Это событие родилось в социальных сетях в качестве флэшмоба - внезапного появления на улице группы людей, которые одновременно самовыражаются каким-то художественным образом или развлекаются, например, рисуют мелом на асфальте, устраивают водную битву в фонтане или бой подушками. Арбатский праздник мыльных пузырей стал самым массовым флэшмобом и собирал на весенние прогулки несколько тысяч молодых людей и девушек школьного и студенческого возраста. Власти поначалу спокойно наблюдали за безопасным и аполитичным действом, но позднее сама возможность подобной стихийной самоорганизации через соцсети стала вызывать тревогу охранителей и прогулки с пузырями оказались под запретом.





















Театрализованные зомби-мобы возникли на фестивалях компьютерных игр и распространились по городам мира. На Арбате поклонники фильмов ужасов успели провести несколько представлений с участием загримированных «оживших мертвецов», которые жаждали полакомиться мозгами и плотью прохожих. Грим участники наносили собственноручно и у кого-то получалось убедительно, у кого-то - слабенько. По сюжету, зомби неспешно преследовали «выживших» во время апокалипсиса, а «охотники» оказывали вооружённое сопротивление. В целом, горожане с интересом реагировали на это зрелище, хотя кто-то крестился и проклинал нечисть. Постоянных зрителей телеканалов РЕН-ТВ и ТВ-3 зловещими сценами не напугаешь, однако на дзене кровавость не приветствуется, поэтому от показа натуралистичных портретов зомби здесь воздержусь. Кстати, во время съёмок на Арбате ни один фотограф не был покусан и не превратился в зомби.







Уличные выступления артистов можно услышать в дни проведения фестивалей «Московская весна». На фото: Пётр Налич, Мара (Марина Нестерова), Линда (Светлана Гейман), Марина Черкунова (группа «Total»), Родион Газманов.











В старинном особняке по адресу Арбат, 44с1 два десятка лет работало кафе-клуб американской сети Hard Rock Cafe, насчитывающей свыше 300 подобных заведений в 50 странах. Антуражные интерьеры украшали рок-афиши, фотографии и подлинные вещи известных музыкантов.









Посетители совмещали чревоугодие с прослушиванием музыкальных выступлений, например, панк-группы Дмитрия Спирина «Тараканы!». По мнению завсегдатаев, это было одно из лучших арбатских кафе.





Музыкально-неформальная движуха стала частью истории древней московской улицы, архитектурным достопримечательностям которой ещё будут посвящены несколько фотоальбомов.

Фотографии: Евгений Чесноков

Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»

Все фотоальбомы «Город на память»

Стена Цоя, Арбат

Previous post Next post
Up