29 апреля 2024 года
«Город на память». 883. Семёновская застава
Семёновская застава Камер-Коллежского вала находилась в самом начале нынешнего Измайловского шоссе. Окружающий Москву вал был сооружён в 1742 году и представлял собой земляную насыпь со рвом - это сооружение должно было препятствовать ввозу не обложенных пошлиной контрабандных товаров, «чтобы не было провозу не явленных товаров и корчемных питей». Добропорядочные купцы могли проехать в город только через заставы, охраняемые стражей. Вероятно, введённые властями таможенные строгости не принесли ожидаемого экономического эффекта и уже в 1754 году пошлины были отменены.
Смотрите старые карты. Топографический план Москвы 1838 года:
http://retromap.ru/081838_z16_55.779710,37.722373 Камер-Коллежский вал не был идеальной окружностью и по каким-то инженерным соображениям местами построен с резкими поворотами, изгибами, выступами. Подобная загогулина образовалась у Семёновской заставы и это заметно по трассам улиц Измайловский Вал и Семёновский Вал. В этом месте строители вала упёрлись в старинное Семёновское кладбище и были вынуждены его огибать. А улицы возникли в XIX веке, когда земляные укрепления стали совершенной архаикой и были срыты.
На этом перекрёстке когда-то находилась Семёновская застава.
Смотрите старые фотографии. Семёновская застава. 1925 год:
https://pastvu.com/p/1853209 Здесь вал дважды поворачивал на 90 градусов и уходил вдаль по нынешней улице Семёновский Вал. Нынешнее заведение общепита построено в 1965 году как Салон красоты.
Насыпь ещё долго оставалась городской границей и пригодилась, когда в Москву пришла чума. В 1771 году во избежание распространения эпидемии захоронения были разрешены только за пределами города, в том числе и на Семёновском кладбище.
Измайловское шоссе, 2 - храм Воскресения Христова на Семёновском кладбище построен в 1855 году на деньги купца М.Мушникова и пожертвования прихожан. После Октябрьской революции начались гонения на Церковь, богослужения запретили, а лишившийся колокольни и внутреннего убранства храм приспособили под производственные нужды.
Перестроенный храм Воскресения Христова до начала реставрации. 1986 год:
https://pastvu.com/p/202505 Возрождённый храм Воскресения Христова
Хозяйственное здание размещавшегося в храме ремонтно-механического комбината (1951)
Ликвидация Семёновского кладбища завершилась к 1956 году: часть погоста превратилась в Семёновский парк, а часть ещё раньше застроили заводскими корпусами - с началом Великой Отечественной войны авиационному 45-го заводу потребовались новые цеха. Сохранились воспоминания студентов, которых мобилизовали на строительные работы, выдали лопаты и направили «рыть котлован и не обращать внимания на могилы».
Кенотафы - надгробные памятники, под которыми нет захоронений.
Во время строительных работ случаются находки, напоминающие о былых временах.
План Преображенского и окружающих мест. 1739 год:
https://retromap.ru/131739_z15_55.781906,37.721943 В черте города непосредственно возле заставы располагалась Солдатская слобода Гвардии Семёновского полка, занимавшая несколько кварталов - Семёновский, Мажоров, Медовый и Барабанный переулки образованы из старинных слободских улиц.
Семёновская площадь, 1А - административно-деловой центр «Соколиная гора» (2007) и памятник русскому гвардейцу Семёновского полка (2008, скульпторы Вячеслав Клыков, Андрей Клыков). Известную с 1687 года Семёновскую слободу населяли солдаты потешного полка, сформированного царём Алексеем Михайловичем для привлечения своего юного наследника Петра к военному делу. Будущий император под руководством опытных наставников добился немалых успехов в военном образовании, а семёновцы и преображенцы стали основой регулярной армии Российской империи.
По мнению современного уличного художника солдаты-семёновцы выглядели вот как-то так.
Интересно, что по поводу определения городской границы в XIX веке во властных структурах возникали жаркие дебаты. Город неумолимо вырастал из границ Камер-Коллежского вала и правительственная комиссия периодически включала в состав Москвы очередные слободки и селения. Споры вокруг границы имели финансовую подоплёку: город и уездная земская управа спихивали друг на друга «ужасное бремя» поддержания порядка на подведомственных землях. Как забавно сформулировал в 1804 году генерал-губернатор Александр Беклешев, «подгородная местность из прежнего земского ведомства не совсем вышла, а в городское не совсем поступила». К 1866 году дискуссия всё продолжалась и собрание гласных Думы постановило, что «город освобождается от всяких обязанностей и расходов по благоустройству и благочинию в селениях и местностях за Камер-Коллежским валом». Бюрократическая волокита привела к ослаблению полицейского надзора на рабочих окраинах, в частности, в местностях за Семёновской заставой.
Ещё в 1900 году на схеме проектируемых линий электрического трамвая был отмечен маршрут из центра города до Семёновской заставы. Некоторое время на окраину курсировали вагоны конки, пока в 1907 году их не сменил трамвай 2 маршрута, следовавший от Большой Грузинской улицы. Вскоре нумерация изменилась и «двойка» была заменена 22 маршрутом, уже при советской власти продлённым дальше по Щербаковской (прежде Михайловской) улице в Измайлово. В 1925 году издание «Строительство Москвы» сообщило, что «К работам по постройке Измайловской линии приступлено 10-го мая. Линия начинается от Семеновской заставы, проходит по Михайловской улице, сплошь застроенной и заселенной, и прорезает обширный квартал Благуши, где сосредоточено несколько крупных заводов».
Трамвай ещё долго оставался наиболее удобным видом транспорта: сразу несколько маршрутов проходили по главным магистралям района - Щербаковской улице и Мейеровскому проезду (проспекту Будённого).
Трамвай на Щербаковской улице. 1959 год:
https://pastvu.com/p/22916 Современные низкопольные трамваи «Витязь-М» комфортны и безопасны, но так было не всегда: в процессе изучения истории трамвая попалась ужасная статистика столетней давности по травматизму пассажиров - в 1922-1923 годах в московских трамваях погибло 30, тяжело ранено 198 и легко ранено 60 человек. Речь идёт именно о пассажирах, а по угодившим под колёса пешеходам есть свой график, там цифры не такие шокирующие - 13, 25 и 27 соответственно. Причины несчастных случаев не уточняются, можно предположить, что пассажиры висели на подножках переполненных вагонов и падали на мостовую.
Актуальный плакат из фондов Музея Москвы
Открытие в 1944 году станции метро «Сталинская» («Семёновская») улучшило транспортную доступность рабочего района.
В 1954 году на окраине кладбища организовали троллейбусную конечную станцию «Мейеровский проезд» - сюда от Казанского вокзала проложили маршрут № 22, который вскоре был продлён в Измайловский посёлок. Позднее конечную переименовали в «Проспект Будённого», здесь разворачивались троллейбусы 25, 45 и 88 маршрутов. С 2014 года троллейбусы стали заменять на автобусы, а сейчас в сквере заряжаются электробусы.
Семёновская площадь вблизи бывшей заставы стала центральной площадью Сталинского района.
Сквер на площади у Семеновской заставы. 1924 год:
https://pastvu.com/p/1393014 Семёновская площадь. Вид с крыши кинотеатра «Родина». 1960-1962 гг.:
https://pastvu.com/p/1200725 На месте просторной площади перед вестибюлем метро в 1997 году построен торговый центр.
Семёновская площадь, 4 - Первомайский райком КПСС и райисполком (1968), административно-офисное здание
Первомайский райком КПСС и райисполком. 1973 год:
https://pastvu.com/p/56969 Оригинальный фасад закрыли сайдингом.
Семёновская площадь, 5 - кинотеатр «Родина» (1938, архитекторы Яков Корнфельд и Виктор Калмыков)
Кинотеатр «Родина». 1938-1941 гг.:
https://pastvu.com/p/40722 Входной портал кинотеатра декорирован керамической плиткой с изображениями серпа и молота, колосьев, дубовых листьев, звёзд, цветов и музыкальных инструментов. В те годы на фасаде был закреплён огромный портрет Иосифа Сталина, а в 1947 году вождь советского народа в канун выборов в Верховный Совет выступил в переполненном зале кинотеатра перед избирателями Сталинского района.
На крыше работал летний ресторан с панорамным видом на окрестности. Установленная там же гипсовая скульптура «Защитник дальневосточных рубежей» посвящалась герою-пограничнику Никите Карацупе и его служебной собаке Индусу. В тридцатые годы обстановка на Дальнем Востоке была неспокойной: обосновавшиеся в Маньчжурии белоэмигранты совершали диверсионные вылазки на территорию СССР, а японская регулярная армия предпринимала атаки на пограничные заставы. Инструктор служебных собак Карацупа в 1936 году был удостоен ордена Красного Знамени за задержание 130 нарушителей границы.
Внутренние помещения кинотеатра «Родина» были оформлены в стиле сталинского классицизма. В последующие десятилетия кинотеатр пережил несколько реконструкций, часть декора была утрачена при пожаре и здание включили в список реконструкции московских кинотеатров компании ADG group. Другие кинотеатры из этой программы были снесены под строительство типовых торгово-досуговых районных центров «Место встречи», а в случае с «Родиной» проводятся реставрационные работы.
Измайловский Вал, 3 - продовольственный и промтоварный магазин (1929), «Сотый гастроном»
Семёновский переулок, 19 - доходный дом (1912)
Большая Семёновская улица, 55 - индустриальное здание (1880). В советское время здесь работал Бараночный завод № 1 (Московский комбинат бараночных изделий), производивший баранки, сушки, пряники. Историки раскопали любопытный факт из биографии инженера Георгия Марсакова, который совершил революцию в советской хлебопекарной промышленности, придумав кольцевой конвейер: в 1929 году в трёхэтажной пекарне на Большой Семёновской улице Марсакову выделили помещения для сборки парового котла новой конструкции и экспериментов с кольцевой системой хлебопечения. С большой долей вероятности можно предполагать, что на первом этаже именно этого здания инженер запустил свой опытный завод. Вскоре проект был одобрен наркоматом и уже в 1931 году на Ходынской улице открылся первый гигантский хлебозавод-автомат, построенный по марсаковской системе.
Продолжение следует...
Используемая литература: «Строительство Москвы» 1925 № 7, 1928 № 9.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта «Город на память» Все фотоистории проекта «Город на память»