18 марта 2024 года
Фотопроект «Город на память». 875. Тушинский аэродром. 10 лет спустя
Десять лет назад с полосы Тушинского аэродрома взлетел последний самолёт - команда энтузиастов за свой счёт восстановила и перегнала в Ступино выпущенный в 1957 году бесхозный раритет ИЛ-14Т. К тому времени аэродром уже не использовался по назначению, на огромной пустоши были проложены петли автотрассы «Тушино ринг», работал радиорынок, проводились рок-концерты и обозначился овальный бетонный контур футбольного стадиона «Спартак» - первого нового сооружения на территории бывшего аэродрома. Открытие станции метро «Спартак» сделало прежде безлюдную местность необычайно привлекательной для инвесторов и началась массированная строительная экспансия.
В 1931 году Московская авиашкола Осоавиахима перебазировалась с Центрального аэродрома на Ходынке на заболоченное поле в излучине Москвы-реки в окрестностях посёлка Тушино. После проведения дренажных работ, прокладки взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек, строительства ангаров аэродром стал готов к эксплуатации и в 1935 году здесь состоялся грандиозный праздник в честь Дня Воздушного Флота СССР. Ежегодные августовские авиапраздники стали традиционными, посмотреть на зрелище в Тушино приезжала вся Москва и окрестности, а рекордную аудиторию собрал авиапарад 1952 года - свыше миллиона человек. Волоколамское шоссе не справлялось с такими нагрузками и военные наводили понтонные мосты для прохода зрителей.
Граффити с портретом легендарного советского лётчика Валерия Чкалова
За несколько часов над головами зрителей пролетали сотни гражданских и военных самолётов, пилоты-истребители демонстрировали фигуры высшего пилотажа, из транспортных самолётов десантировались парашютисты. Некоторые модели вертолётов, гидросамолётов, пассажирских авиалайнеров и сверхзвуковых истребителей впервые были показаны на публике. Традиция авиапарадов в Тушино прервалась после 1961 года, возможно, из-за крушения МиГ-19 во время тренировочного полёта.
Диспетчерская башня аэродрома (снесена)
Во время Великой Отечественной войны под прикрытием зенитных батарей на аэродроме базировались военные самолёты, а в послевоенные годы Тушино стало меккой спортивной авиации. Под эгидой ДОСААФ здесь обучались пилоты спортивных самолётов, вертолётчики, планеристы, парашютисты. Тушинский аэродром относился к 3-му классу, то есть мог принимать воздушные суда с максимальной взлётной массой до 30 тонн и теоретически мог стать аэропортом для бизнес-авиации. Однако городские власти посчитали полёты в черте города небезопасными и в 2015 году на заседании правительства Москвы был принят проект планировки нового жилого района.
Смотрите старые фотографии. Немецкая аэрофотосъёмка Тушино. 1941 год:
https://pastvu.com/p/17172 Авиационный парад в Тушино. 1947-1952 гг.:
https://pastvu.com/p/140931 Участники Всесоюзных соревнований по самолетному спорту. 1953 год:
https://pastvu.com/p/1829072 Тушинское аэрополе. 1961 год:
https://pastvu.com/p/246286 Военный лагерь десантников на аэродроме. 1991 год:
https://pastvu.com/p/144705 Як-52 у ангара. 1993 год:
https://pastvu.com/p/1652456 Волоколамское шоссе, 88 - Центральный аэроклуб СССР имени Чкалова (1934, архитектор В.Светличный) построен в конструктивистском стиле и в плане напоминает силуэт самолёта. Аэроклуб стал кузницей авиационных кадров, под руководством опытных инструкторов здесь готовили пилотов, парашютистов, планеристов. Воспитанники клуба проявили героизм на фронтах Великой Отечественной войны, установили множество рекордов в самолётном, вертолётном и парашютном спорте. В дни авиапарадов члены советского правительства во главе с Иосифом Сталиным с балкона второго этажа наблюдали показательные выступления «сталинских соколов».
Вид с балкона на Тушинский аэродром
Волоколамское шоссе, 88с8 - административное здание ДОСААФ (1968)
Памятник экипажу стратостата «Осоавиахим-1», который впервые совершал зимний полёт на высоту свыше 20 километров. Задача была выполнена, но сложные погодные условия и недостатки конструкции привели к резкой потере высоты, гондола оторвалась от баллона стратостата и экипаж погиб.
В сквере представлена учебная техника советского периода - легкий плавающий танк ПТ-76
Грузовой автомобиль ЗиЛ-157
Учебно-тренировочный самолет Л-29 (Чехословакия)
Многоцелевой вертолет Ми-2
Лишь несколько зданий по чётной стороне Волоколамки имеют отношение к Тушинскому аэродрому, а 160 гектаров собственно лётного поля застроены кварталами жилых комплексов. Фотографии 2007-2014 годов, снятые на фестивале «Автоэкзотика», фестивале каскадёров «Прометей» и автоспортивных соревнованиях дают некоторое представление о просторах аэродрома.
Монтаж концертной сцены
На взлётно-посадочной полосе
Дрифт на фоне строящегося стадиона
Отвал грунта из котлована стадиона
Аэродромная пожарная машина
На заднем плане видна бурильная установка инженерно-геологических изысканий. Бур опускается на глубину 25 метров и извлекает из недр глиняную «колбаску» от почво-растительного слоя до коренных пород. По итогам лабораторных исследований грунта готовится документация о пригодности земли для строительства.
Бытовой городок строителей
Снос радиорынка
Освоение аэродромных просторов началось в 2007 году, когда был заложен первый камень фундамента стадиона футбольного клуба «Спартак» (Москва). В советское время красно-белые проводили домашние матчи на поле Большой спортивной арены в Лужниках, не особо задумываясь о цене аренды стадиона-гиганта. После распада СССР спартаковцам пришлось научиться считать деньги, искать спонсоров и задуматься о строительстве собственного стадиона.
Владельцем клуба стал миллиардер Леонид Федун, титульным спонсором - нефтяная компания «Лукойл», а вот свободный земельный участок долго не удавалось найти. Однако с четвёртой попытки Федуну выпал джек-пот: под тушинским аэродромом обнаружилась законсервированная станция метро, которая в проекте 1967 года называлась «Аэрополе», а по версии 1973 года - «Волоколамская». Можно предположить, что ещё в семидесятые годы аэродром планировали застроить жильём и заранее предусмотрели станцию - для её запуска оставалось провести отделочные работы и установить оборудование. Возможность открытия станции метро стала подарком судьбы для инвесторов стадиона. Это не только комфортный проезд тысяч болельщиков прямо к входу на трибуны, но и превращение аэродрома в лакомый кусок для жилой застройки, которая «отобьёт» затраты на возведение спортивного сооружения.
Метро «Спартак»
Строительство стадиона
Станция метро «Спартак» и стадион открылись практически одновременно в августе-сентябре 2014 года. Арена, вмещающая 45 360 зрителей, получила право принять пять матчей Чемпионата мира-2018 - тогда в Тушино побывали сборные самых футбольных стран - Англии, Бразилии, Аргентины. Примечательно, что «Спартаком» стадион называли только во время мундиаля, а в российском чемпионате используются спонсорские названия в честь банка «Открытие» - «Открытие Арена» (по-простонародному «открывашка») и «Лукойл Арена». Улицы вокруг стадиона названы именами спартаковских легенд - братьев Старостиных, Игоря Нетто, Фёдора Черенкова, Константина Бескова, Николая Озерова.
Строительство нового микрорайона
Пожарные учения на фоне новостроек
Граффити на тему прошлого и будущего Тушинского аэродрома
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта «Город на память» Все фотоистории проекта «Город на память»