18 февраля 2024 года
Фотопроект «Город на память». 868. Пионерский лагерь «Ёлочка»
Пионерский лагерь «Ёлочка» открылся в 1960-е годы в Симбуховском лесничестве в Наро-Фоминском районе. В нём каждое лето отдыхали дети сотрудников ЦНИИ МПС (ВНИИЖТ) и его филиала Экспериментальное кольцо в Щербинке. Многие ребята приезжали сюда каждый год и прошли путь от октябрятских отрядов до первого - самого старшего. В «Ёлочке» работал фотокружок, где юные фотографы могли получить первый опыт репортажной съёмки, освещая спортивные турниры, концерты в клубе, прополку картошки, дискотеку в столовой и повседневную жизнь лагеря.
«Это время ушло, и ушло навсегда и случайно вернулось ко мне»,- заметил однажды поэт. Такое бывает. Ушедшее время вернулось в случайно обнаруженной в стенном шкафу круглой железной коробке, заполненной рулонами негативов, большей частью отцовских, но один толстенький рулон был подписан детским почерком: «п/л Ёлочка. 1981-1982». Намотанные одна на другую несколько плёнок оказались изрядно поцарапаны рамкой фотоувеличителя. Даже в таком убитом качестве кадры показались атмосферными и после оцифровки пригодились для иллюстрации эссе про летний отдых в пионерлагере «Ёлочка».
Самая первая ссылка в лагерь произошла в десятилетнем возрасте и в первый же день пришлось испытать пару шокирующих ситуаций. Сначала ещё в Москве перед посадкой в автобусы случилась медкомиссия, которая буквально проверяла детей на вшивость, как будто мы какие-то беспризорники времён Гражданской войны. Потом была долгая дорога в душном рейсовом ЛиАЗе по Минскому шоссе, ну а в самом лагере первым делом повстречался мальчик-живодёр, старательно надувающий лягушку через соломинку. В общем, сразу возникло желание попроситься домой из этой дикой глухомани. Однако после знакомства с ребятами и после сытного обеда появилось ощущение, что одну смену можно и потерпеть. Первая смена плавно перетекла во вторую и всего за шесть сезонов набралось аж двенадцать смен.
Смотрите старые фотографии. Пионерский лагерь «Ёлочка». Ворота. 1981 год:
https://pastvu.com/p/464569 В пионерской организации состояли школьники в возрасте от девяти до четырнадцати лет, но в первом отряде могли оказаться и 15-16-летние пионеры-переростки. Ну это те случаи, когда бабушки в деревне нет, а родители не хотят, чтобы школьник всё лето слонялся по городу без присмотра. На рубашке у старших был приколот комсомольский значок, а на шее повязан пионерский галстук, необходимый по регламенту. Впрочем, галстук был обязателен только на утренней линейке и после подъёма флага прятался в карман.
«Ёлочка» когда-то начиналась с брезентовых палаток, в которых старшие отряды жили до середины 1970-х годов. Одновременно строились деревянные жилые и кружковые корпуса, столовая, клуб, а ближе к Олимпиаде появились два двухэтажных кирпичных корпуса со всеми удобствами.
Пионерский лагерь «Ёлочка». Главная аллея. 2000 год:
https://pastvu.com/p/464572 Последние смены в «Ёлочке» прошли в начале девяностых, с тех пор лагерь обезлюдел.
Пионерский лагерь «Ёлочка». Парадная площадь. 1975-1980 гг.:
https://pastvu.com/p/463056 Планировка пионерлагеря строилась вокруг широкой липовой аллеи, соединяющей две самые важные локации, - парадную площадь и столовую. На площади были установлены трибуна, мачта для подъёма/спуска флага и транспарант, призывающий бороться за дело Коммунистической партии Советского Союза. Здесь проходили общие построения - линейки.
Фото из семейного альбома (1979-1980 годы)
Пионерский лагерь «Ёлочка». Столовая. 2000 год:
https://pastvu.com/p/464853 Столовая представляла собой большое деревянное здание с высокой двускатной крышей, остеклённой верандой и пищеблоком на задворках. Каждому из отрядов отводились постоянные столики в полутёмном, завешанном плотными шторами, обеденном зале или на веранде. Накрывать столы, наводить порядок и чистить картошку помогали дежурные, назначавшиеся согласно графику. На кормёжку грех было жаловаться, повара готовили вкусно и в добавке не отказывали особо ненасытным. Если не ошибаюсь, для вожатых какого-то особого меню не было и их кормили теми же блюдами, что и пионеров.
Иногда по вечерам столы раздвигали, обеденный зал превращался в танцевальный и здесь проходили дискотеки для старших отрядов. Из колонок звучали все диско-хиты «АББА», «Бони М», «Чингис Хан», «Ирапшн», «Арабески». Воспроизводящую аппаратуру приносили из радиорубки, дискотечный плейлист был также заимствован из фонотеки радиста.
Пионерский лагерь «Ёлочка». Клуб и радиоузел. 2000 год:
https://pastvu.com/p/464575 Радиоузел размещался неподалёку от столовой в пристройке к зданию клуба. Радист фактически управлял всем лагерным распорядком и по часам включал записанные на магнитофон сигналы горна - бодрые звуки извещали о подъёме и приёме пищи, меланхоличные - об отбое. В пристройке также находилась киноаппаратная и в 20:00 начинался сеанс для всех желающих. Механик крутил кино, какое привезут, обычно что-нибудь приключенческое - на бобины могла быть намотана плёнка с «Неуловимыми мстителями», «Лимонадным Джо» или «Достоянием республики». Серьёзное драматическое кино тоже показывали, в лагере довелось впервые посмотреть «Горячий снег» - один из самых мощных советских фильмов о войне.
На клубной сцене проходили конкурсы песни и турниры КВН между отрядами.
Ещё про музыку. Некоторые ребята неплохо брали аккорды на гитаре и исполняли в акустике где-то подслушанные необычные песни, например, «Я сажаю алюминиевые огурцы» какой-то неизвестной рок-группы. Ну кто тогда знал Виктора Цоя? «Машину времени» уже неплохо знали, а группа «Кино» только первый альбом записала.
Также популярны были переделанные зарубежные хиты - вполне легально исполняемый на советской эстраде «Синий, синий иней», за рубежом известный с другим текстом как «Ван вей тикет» группы «Ирапшн» и хулиганская версия чингисхановской песни «Москоу» со зловещим припевом «закидаем бомбами, будет вам Олимпиада, о-ха-ха-ха-ха». Московская Олимпиада - это, конечно, особая история, главное общественное событие со времён Фестиваля молодёжи 1957 года.
Но пионерам не суждено было увидеть живьём олимпийскую Москву - город зачистили не только от высланных за сотый километр асоциальных граждан, но и от подростков. В 1980 году вместо обычных трёх смен в лагерях устроили две смены по 40 дней, чтобы советские дети не пересеклись с зарубежными гостями (по слухам, иностранцы так и норовили отравить советских детей жевачкой). В кирпичных корпусах стояли телевизоры и первые олимпийские трансляции вожатые вместе с подопечными смотрели чуть ли не все подряд.
Пока олимпийцы в Москве боролись за медали высшей пробы, в «Ёлочке» проходили свои олимпийские старты. Возле столовой главная аллея сворачивала левее и превращалась в тропинку, ведущую к стадиону с футбольным полем, зрительскими трибунами, спортивными площадками, тиром, полосой препятствий и столами для настольного тенниса. На поле разыгрывался чемпионат по футболу между отрядами и ежедневно проходила утренняя зарядка, на которую пионеры выбегали из корпусов под «Воздушную кукурузу» Гершона Кингсли, а иногда под «Утреннюю гимнастику» Владимира Высоцкого. Артиста даже любой ребёнок знал если не по песням, то по фильмам - в 1979 году вышел детектив «Место встречи изменить нельзя» и Жеглов-Высоцкий был не менее узнаваем, чем д’Артаньян-Боярский. Кто-то из ребят сообщил о смерти Высоцкого и в это было трудно поверить.
В рамках межлагерной спартакиады сборные команды «Ёлочки» выезжали к соседям играть в футбол и пионербол (упрощённая версия волейбола, в которой мяч можно поймать руками и сделать с ним несколько шагов).
Руководил спортивной подготовкой всеми любимый и уважаемый Слава Терехов, без которого «Ёлочку» невозможно было представить. Он запомнился невозмутимым, справедливым, остроумным. Таких людей называли душой компании, ну а сейчас сказали бы, что у него «невероятная харизма». С тех пор ёлочкинские пионеры успели стать пенсионерами, но Терехов, несмотря на свой более чем почтенный возраст, продолжает работать и тренирует очередное поколение юных легкоатлетов в одном из московских Дворцов спорта.
В лагерном автопарке использовались два автобуса на шасси ГАЗ - один совсем древний, дребезжащий на ходу, и один новёхонький (на фото). В них помещались не только команды, но и немного болельщиков, так что наши спортсмены на гостевых матчах не оставались без поддержки. На автобусах пионеры ездили на экскурсию на Бородинское поле и в ближайший город Верею, где продавалось мороженое.
А на прополку колхозного поля ездить не надо было - оно находилось совсем рядом в Симбухово. Эффективность пионерского труда не очевидна, кажется, что кроме сорняков на грядках ничего и не росло, ну поползали по грядкам, отчитались о шефской помощи и чудненько. У колхозников тогда главной напастью были не сорняки, а колорадский жук, он же картофельный листоед. В те времена ходили разговоры, что американцы с самолётов разбрасывали насекомых-вредителей над социалистическими странами, откуда они вместе с овощами приезжали в СССР и начинали радостно пожирать наш советский урожай.
Поездка на прополку капусты и знакомство с деревенскими ребятами промелькнули в эпизодах фильма «Сто дней после детства» (1975) - лиричного и красивого фильма о первой любви. В нём прекрасно всё - драматургия, диалоги, пионервожатый Сергей Шакуров, юные актёры. Рассказывают, что режиссёр Сергей Соловьёв на съёмках влюбился в актрису-школьницу, загадочную Татьяну Друбич и чуть не вляпался в аморалку. Позднее Друбич станет его музой и супругой.
А в фильме «Завтрак на траве» (1979) с «усатым нянем» Сергеем Прохановым в главной роли показаны без прикрас некоторые бытовые детали. В одной из первых сцен в кадре появляются ребята, которые курят прямо в беседке. В таких случаях вожатые и в фильме, и в жизни конфисковывали контрабанду и проводили воспитательную беседу.
Что касается морального облика пионервожатых, то институтский профком для работы с детьми отбирал сотрудников ответственных, коммуникабельных и без вредных привычек. Песня Вадима Степанцова и группы «Бахыт-Компот» «Пьяная помятая пионервожатая» категорически не имеет отношения к «Ёлочке». Многие отработали в лагере не по одной смене, не по одному сезону и с такими бывалыми вожатыми пионерам было интереснее и проще. Разумеется, не у всех железнодорожников открывался педагогический талант и случалось попадать на вожатых, которым сложно было справиться с оравой подростков - тогда смена становилась длинной и унылой.
В каждый отряд назначалось двое вожатых, обычно парень и девушка. В уже упомянутом фильме «Завтрак на траве» коллегами красавчика Проханова стали сразу две молодые барышни и рабочие отношения незаметно перешли в лёгкий флирт, представленный на экране как хореографическая композиция. Загородный отдых располагает к «курортным романам», но это всё же личная жизнь вожатых, которая проходила вне поля зрения пионеров. Однако всё тайное становится явным и создатели телесериала «Синие ночи» (2008) наконец-то раскрыли все интрижки педсостава, даже вороватый завхоз был разоблачён. Кажется, это единственный фильм про советский пионерский лагерь, снятый для взрослой аудитории.
Главным событием смены однозначно становилась военно-патриотическая игра «Зарница» с беготнёй по лесу и срыванием разноцветных повязок с «солдат противника». В «Ёлочке» главнокомандующие объявляли о начале боевых действий, взгромоздившись на грузовой трактор.
В кино «Три весёлые смены» (1977) можно увидеть не только масштабную «Зарницу», но и последствия увлечения приключенческими романами про отважных индейцев. Свои племена апачей и гуронов немедленно объявились и в «Ёлочке» - доморощенные индейцы строили вигвамы и стреляли из луков. Вообще-то выходить за пределы лагеря запрещалось, но каких индейцев остановит запрет?
В каждом заборе должна быть дырка и старшие ребята выбирались в Симбуховское лесничество, где тусовались с местными ровесниками. Иногда под ответственность вожатых ходили купаться на речушку Исма, которая причудливо петляла по окрестностям.
Родительский день назначался на середину смены и становился приятным событием - пионеры могли вместе с приехавшими родственниками отправиться на речку или в лес, где устраивали загородный семейный пикник.
Старшие отряды жили в деревянных корпусах - поближе к дикой природе, которую олицетворяли злые комары, обитающие на соседних болотах и наведывающиеся в лагерь попить пионерской кровушки. Отпугивающие дезодоранты не слишком помогали и перед отбоем приходилось устраивать массовую охоту на кровососов. В качестве оружия противовоздушной обороны использовалось свёрнутое полотенце. Спасением мог служить импровизированный балдахин из простыни, закреплённый кнопками на деревянных спинках кровати, - комары летали вокруг, громко и недовольно пищали, но проникнуть внутрь им не удавалось.
Планировка типового деревянного корпуса была предельно рациональной - центральный холл, две мальчишеские палаты справа и две девчачьи слева, прямо - вожатские комнаты и кладовая для чемоданов. В дождливое время можно было валяться на кровати с библиотечной книжкой или перекинуться в картишки (шашки, шахматы, домино) за столами на веранде. С торцов веранды предусмотрены раковины для умывания и место, чтобы помыть ноги. Прочие удобства размещались на улице в кирпичном домике «типа сортир с буквами Мэ и Жо».
К концу смены в тюбиках оставался приличный запас зубной пасты, который использовали не по назначению: утром вся палата могла проснуться с разрисованными лицами, пахнущими «Жемчугом» и «Поморином». В одну ночь мальчишки мазали зубной пастой девчонок, а в следующую ночь прилетала ответка. Вожатые жили в отдельных комнатах, но и их мог поджидать подобный сюрприз (конечно, если заранее известно, что у вожатого развито чувство юмора и он не слишком обидится на шутку).
Серьёзные провинности могли стать предметом обсуждения на Совете дружины, в который входили представители разных отрядов. Заседания совета проходили в пионерской комнате - методическом кабинете с наглядной агитацией, бюстиком Ленина, портретами пионеров-героев, флагами, горнами и барабанами.По другую сторону главной аллеи стояли домики с техническими кружками. В кружке юного железнодорожника ребята построили действующий макет участка железной дороги, который управлялся с пульта, - не такой большой, как на ВДНХ в павильоне «Транспорт СССР», но тоже ничего.
Ещё один с виду неказистый домик служил фотолабораторией. Юных фотографов набралось немного, причём уже более-менее знакомых с понятиями выдержки и диафрагмы, с опытом проявки плёнки и печати. В центре просторной комнаты стоял большой стол для приготовления реактивов и бачки для проявки, по периметру - несколько фотоувеличителей, кюветы, лампы красного света, электроглянцеватель. На съёмки руководитель кружка выдавал старые, но вполне рабочие фотоаппараты марки «Зоркий», «Киев», ФЭД. В ЦНИИ МПС существовала своя фотослужба и, вероятно, всё устаревшее оборудование оттуда списывали в «Ёлочку» на радость пионерам.
Главное, что плёнки и фотобумаги было немерено, причём плёнка привозилась не в стандартных магазинных кассетах, а в больших круглых жестяных коробках и юные фотографы в кромешной темноте на ощупь отматывали и отрезали от этого здоровенного рулона примерно 36 кадров. Непростым испытанием была заправка уже отснятой плёнки в проявочный бачок, ну а после проявки и просушки негатива наступало время волшебства, когда при загадочном красном свете на фотобумаге в наполненной проявителем кювете проступало изображение.
Занятия в фотокружке давали некоторые преимущества в повседневной жизни - всегда можно было отпроситься с каких-нибудь рутинных мероприятий или с тихого часа под благовидным предлогом срочной проявки репортажа. А желание товарищей по отряду получить фотографии на память повышало популярность фотографа. Лучшие снимки наклеивались на листы ватмана, получалась «простыня» длиной в несколько метров и эта фотохроника вывешивалась на всеобщее обозрение сначала на фасаде столовой, а потом и в институте, так что родители могли поискать своих детей на снимках и убедиться, что все здоровы и счастливы.
Большинство летних лагерей находились на балансе заводов, фабрик, институтов. Крах коммунистической идеологии вызвал цепную реакцию потрясений, плановая экономика уступила место рынку и в условиях кризиса предприятия были вынуждены свернуть свои социальные программы. То ли в 1991, то ли в 1993 году ВНИИЖТ(бывший ЦНИИ МПС) организовал в «Ёлочке» последний летний сезон. С тех пор бывший пионерлагерь стоит заброшенным, аллеи поросли кустарником, а деревянные строения превратились в руины.
Вообще нет желания грустить о пионерской организации, которая к началу восьмидесятых уже была наглухо опутана политической идеологией и бюрократией. Но о пионерских лагерях, где оставалось раздолье для детского творчества и отдыха, сохранились добрые и позитивные воспоминания.
Бонус. В наши дни по инициативе КПРФ предпринята попытка на местах возродить пионерскую организацию с исторической атрибутикой, но в масштабах страны эту частную инициативу не стоит рассматривать всерьёз. Главное, детям запомнится праздничная атмосфера Красной площади да и дедушке Зюганову тоже приятно вспомнить молодость: «Будь готов!» - «Всегда готов!».
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»