6 февраля 2024 года
Фотопроект «Город на память». 866. Рогожский Вал
В середине XVIII века таможенное ведомство озаботилось проблемой алкогольной контрабанды, проникающей в столицу. Правительствующий Сенат прислушался к мнению налоговиков и в 1731 году издал указ «О сделании кругом Москвы надолбов для предосторожности от ввозу неявленных товаров». Деревянные надолбы горожане растащили по своим хозяйствам, но вторая попытка властей оказалась более убедительной - Москва была окружена высокой земляной насыпью, снаружи которой выкопан и заполнен водой ров. К концу XIX века город расползался за границы вала, который потерял актуальность и был срыт. На его месте образовались новые улицы, одна из них - Рогожский Вал между бывшими Рогожской и Покровской заставами.
Примечательных мест на Рогожском Валу немного - колхозный рынок 1938 года да гаражи Автокомбината № 4. И да, как не вспомнить Нижегородский вокзал и товарную станцию, огромная территория которой оказалась застроена жилыми кварталами.
Рогожский Вал, 1с1 - жилой дом РЖСКТ «Ленинец» (1925)
Рогожский Вал, 1с2 - жилой дом (1926)
Эти дома построены на месте Новой Деревни - земельного участка, где селились изгнанники из старообрядческой слободы, предавшиеся «мирской суете и заблуждению». Значительную часть населения Новой Деревни составляли грузчики, подёнщики, нищие и, по выражению литератора XIX века Николая Пастухова, «беспаспортный пролетариат». Вот как Пастухов описывал здешние нравы: «В ночное время идёт дым коромыслом: попойки, песни и пляски продолжаются до белой зари, а затем вся ватага пролетариата выходит на добычу. Улицы в ночную пору остаются неосвещёнными и проходить по ним вечером далеко не безопасно. Служащие на железных дорогах отправляются на свои квартиры партиями из опасения быть ограбленными подонками пролетариата».
Смотрите старые фотографии. Новая деревня. Дома рабочих у Курской канавы. 1934 год:
https://pastvu.com/p/13449 Рогожский вал. Сенная площадь. 1890-1905 гг.:
https://pastvu.com/p/4297 Рогожский Вал, 5с1 - Рогожский колхозный рынок (1938). В Москве существовала давняя традиция торговли возле застав с внутренней стороны Камер-Коллежского вала. На Рогожке до революции торговую функцию выполняла Сенная площадь, на которой продавали не только сено и овёс для ямщицких лошадей, но и ткани, и съестные припасы, и бытовую утварь. Колхозный рынок упорядочил стихию и вместо десятков неказистых ларьков предоставил тёплые павильоны с рядами прилавков, холодильными камерами для хранения свежей рыбы, мяса и молока, «Домом крестьянина» - гостиницей для временного проживания приезжих колхозников.
Владельцы комплекса «Рогожские торговые ряды» бережно отнеслись к архитектурному наследию, сохранили несколько павильонов, а фасады новых корпусов оформлены в эстетике главного здания 1938 года. Вероятно, в Москве это единственный случай, когда современное торговое пространство так аккуратно вписано в исторический объём колхозного рынка.
Рогожский Вал, 5с7 - рыночный павильон (1954)
Рогожский Вал, 5с8 - рыночный павильон (1938)
Рогожский Вал, 5с9 - рыночный павильон (2000)
Рогожский Вал, 6к2 - магазин (1974)
Рогожский Вал, 8 - жилой дом (1971)
Рогожский Вал. Старая застройка перед сносом. 1970 год:
https://pastvu.com/p/1864044 Рогожский вал. 1971-1972 гг.:
https://pastvu.com/p/1218157 Скверы на Рогожском Валу декорированы невесть откуда взявшимися здоровенными валунами, на старых фотографиях их не заметно.
Рогожский Вал, 10 - апарт-отель с труднопроизносимым названием Hampton by Hilton Moscow Rogozhsky Val (2021)
Рогожский Вал, 12, граффити
Рогожский Вал, 9 - административное здание и гараж грузовых автомобилей (1950-е годы). Это интересный образец индустриальной архитектуры позднесталинского периода с просторными нефами, огромными окнами и стальными фермами перекрытий. Вопрос о дате постройки комплекса остаётся открытым. Обычно упоминаются 1951-1952 годы, но в то время на этом участке ещё должны были располагаться железнодорожные пути и пакгаузы станции Москва-Товарная-Горьковская.
У автопредприятий на Рогожском Валу запутанная история: в 1947 году Мосгорисполком выделил участок под строительство автобазы № 2 Министерства путей сообщения, но после ликвидации товарной станции базу в 1955 году передали Главмосавтотрансу с переименованием в автобазу № 33. В эти же годы с Рогожским рынком соседствовала автобаза главснаба Министерства тяжёлой промышленности СССР. А в 1963 году появился автомобильный экспедиционный комбинат № 4, здания которого и сохранились до наших дней.
Автобаза главснаба Министерства тяжёлой промышленности СССР. 1956 год:
https://pastvu.com/p/98060 4-й Автомобильно-экспедиционный комбинат. 1997 год:
https://pastvu.com/p/284700 У въездных ворот со стороны Рогожского Вала на пьедестале стоял грузовой автомобиль ГАЗ-51П. 1997 год:
https://pastvu.com/p/284702 На рубеже 1990-2000-х годов транспортное предприятие вывели в область и по решению мэра Юрия Лужкова опустевшие помещения передали автомобильному музею, идея создания которого витала в воздухе. Ретроавтомобили из частных коллекций участвовали в городских мероприятиях, например, возили Деда Мороза на Красную площадь, Лужкову это нравилось и городской глава поддержал энтузиастов.
Экспозиция Музея ретро-автомобилей Дмитрия Октябрьского насчитывала до 240 экспонатов: иномарки и советская классика из частных коллекций, вся линейка «Москвичей» из собрания АЗЛК, спортивные, служебные, армейские машины, а во дворе были расставлены не поместившиеся в залах грузовые автомобили различного назначения и автобусы.
В 2015 году в гараже обосновался музей «Московский транспорт», но в гибридном виде - троллейбусы не проходили в здание по высоте ворот, а для трамваев пришлось бы прокладывать подъездную ветку с Рогожского Вала. В итоге примерно треть выставки показывал Мосгортранс, а «Москвичи», «Волги» и зарубежная автоклассика остались со времён Октябрьского - владельцы предоставили свои раритеты по договору ответственного хранения. Увы, некоторые экспонаты приходилось накрывать плёнкой по причине протекающей крыши. Музей проработал недолго и в гараже начался ремонт.
Новая выставка открылась здесь в 2021 году - экспозиция «Моторы войны» создана на основе частных коллекций Вячеслава Лен, Евгения Шаманского и Игоря Шишкина. На выставке впервые столь полно представлена линейка колёсных бронеавтомобилей, коллекция армейских повозок и полевых кухонь на гужевой тяге, разнообразные служебные машины тылового обеспечения армий стран-участниц Второй Мировой войны: СССР, Германии, США, Англии, Австрии, Чехословакии, Швеции, Франции, Канады, Италии и Японии. Экспонаты прошли сложнейшую реставрацию и аутентичны до самых мельчайших деталей.
Вячеслав Лен
Участок территории бывшей товарной станции возле Рогожского Вала
В Рогожский Вал упирались тупиковые железнодорожные пути товарной станции Московско-Нижегородской железной дороги (в советское время - Москва-Товарная-Горьковская). Движение поездов на участке Москва-Владимир открылось в 1861 году, пассажиров обслуживал деревянный вокзал, построенный по проекту архитектора Максимилиана Арнольда. Пассажиры тогда оказались разочарованы архитектурой второго московского вокзала, ожидая увидеть нечто такое же монументальное, как Николаевский вокзал на Каланчёвской площади. А граф Евгений Салиас попросту назвал Нижегородский вокзал «деревянным сараем». Внешний вид здания Лев Толстой упомянул в романе «Анна Каренина» в эпизоде отъезда главной героини из Москвы в Обираловку: извозчик довёз Анну «к низкому строению Нижегородской станции и к ней навстречу выбежали артельщики». Анна направилась «в залу первого класса», где «на звездообразном диване» ожидала посадку на поезд.
Экономия средств на строительство объяснялась временным статусом вокзала, однако продление линии в центр города надолго затянулось и новый Курско-Нижегородский (Курский) вокзал на Садовом кольце открылся лишь в 1896 году. С тех пор станция стала использоваться только в качестве товарной, а вокзал приспособили под контору.
Конторское здание товарной станции. 1955-1956 гг.:
https://pastvu.com/p/32840 Представьте на месте детской площадки деревянное вокзальное здание.
Во время Первой Мировой войны на станции формировались воинские эшелоны, отправлялись грузы с военной продукцией московских заводов. Большая нагрузка легла на железнодорожников и во время Великой Отечественной войны, в частности, отсюда эвакуировали на восток столичную промышленность. Сотрудник личной охраны Сталина Алексей Рыбин вспоминал в мемуарах, что станция в 1941 году подвергалась бомбардировкам и пулемётным обстрелам немецкой авиацией. По его словам, 16 октября транспортная милиция усилила охрану тупиков, где на территории дровяного склада стоял готовый к отправке литерный поезд Иосифа Сталина.
Панорама Нижегородской улицы. 1958 год:
https://pastvu.com/p/9746 На панорамной склейке видно всё: и железнодорожные пути с терминалами, и бывшее вокзальное здание, и дома служащих на внутренней Конторской улице, и первые новостройки на Нижегородской улице.
План Москвы 1952 года:
https://retromap.ru/051952_55.740075,37.685552 В пятидесятые годы было принято решение товарную станцию закрыть и застроить участок кварталами жилых домов по индивидуальным и типовым проектам 1957-1960-х годов. Можно обратить внимание на художественное оформление карнизов и входных групп.
Нижегородская улица, 7 - нынешний дворовый проезд в прежние времена назывался Конторской улицей, по обе стороны которой стояли деревянные домики служащих. Улица пролегала по территории окружённой глухим забором станции, ряд домов располагался буквально в нескольких метров от путей и платформы, которую местные жители называли воинской. Конторская улица не встречается на планах Москвы, возможно, это было местное самоназвание, но на плане 1952 года собственно улица, и дома на ней хорошо видны.
Конторская улица на товарной станции. 1955-1956 гг.:
https://pastvu.com/p/32836 Нижегородская улица, 1с1 - жилой дом (1930). Со станционных времён в округе сохранились лишь несколько зданий.
Новорогожская улица, 16 - Московско-Горьковская дистанция пути, одно из дореволюционных зданий товарной станции Нижегородской железной дороги.
Ковров переулок, 8с1 - дореволюционная котельная Нижегородского вокзала
Нижегородская улица, 9В - реальное училище железнодорожного ведомства (начало ХХ века), средняя школа, вечерняя школа рабочей молодёжи
Нынешние новостройки растут на месте снесённых кирпичных пятиэтажек и блочных девятиэтажек 1960-х годов постройки.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»