25 января 2024 года
Фотопроект «Город на память». 864. Рогожская ямская слобода
В конце XVI века близ деревни Андроново сложилась ямская слобода - жители занимались перевозкой грузов и доставкой почты по Владимирской дороге в соседние города, содержали постоялые дворы и трактиры для ямщиков, открывали шорные мастерские и торговые лавки. Заселяли Рогожскую слободу старообрядцы со своим особым бытом и нравами, отличавшимися от остальной Москвы.
Верстовой столб у Рогожской заставы
Улица Сергия Радонежского (Воронья)
Были здесь две примечательные улицы: Воронья (улица Сергия Радонежского) вела к воротам Рогожской заставы и продолжалась как Владимирский тракт, а Тележная (она же 1-я Рогожская, она же Школьная) считалась главной в ямской слободе. Школьная улица сохранила архитектурные приметы ямской слободы - в домах предусмотрен арочный проём для въезда экипажей во двор, где располагались конюшни, тележные и сенные сараи, коновязи. Собственно Школьной улице посвящён этот фотоальбом.
Школьная улица (Тележная)
В Рогожской слободе родился известный оперный и эстрадный певец Павел Богатырёв, обладавший не только вокальным, но и литературным талантом. Его заметки про московский быт вызывали интерес у читателей дореволюционной прессы. Рассказывая про Рогожку, Богатырёв отмечал особый уклад жизни «по древлепрепрославленной вере», сохраняющей обряды со времён крещения Руси. При этом среди старообрядцев было немало преуспевающих купцов, тративших часть выручки на развитие слободы и строивших церкви, богадельни. Само название Рогожской слободы он связывает со старинным селом Рогожи в 50 верстах от Москвы по Владимирскому тракту.
Этот мир был замкнутый и тихий для постороннего наблюдателя. «Театров бесовских мы не знали, да и знать не хотели; литература для нас тоже была звук пустой (дозволялось чтение лишь религиозных книг). - рассказывал Павел Богатырёв. - Тяжеловато было нашим девицам, ходили они с опущенными глазками, как бы выражая сугубую скромность. Пройтись прогуляться - и думай не смей. За нарушение заведённого порядка грозила беда - будь то хоть сам владыка дома».
Дореволюционный беллетрист Николай Пастухов в рассказе «Очерки Рогожской» добавляет бытовых подробностей про старообрядцев XIX века: «О парикмахерских жители этого благословенного уголка Москвы не помышляли, ибо никто из них не брился и волосы на голове подрезывали друг другу сами. Трактиров тоже не было: их считали за дьявольское наваждение, а пили чай в домах». Старообрядцы избегали трактиров, но они всё-таки работали для обслуживания приезжих ямщиков, самые известные назывались «Хива» и «Древность». И парикмахерская широкого профиля открылась под вывеской «Здесь находится цирюльня для бритья и стрижки волос, тут же вынимают зубы и пускают кровь».
К середине XIX века население слободы выросло до 52 000 жителей. Свой рассказ продолжает Павел Богатырёв: «Тележная улица сплошь состояла из постоялых дворов, в которых и останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Вся улица бывала уставлена продающимися телегами, тарантасами, кибитками. Для проезда была оставлена только середина улицы. Улица эта была очень широкая. На ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек с звенящими бубенцами - всё это её очень оживляло. Трактиры и полпивные были всегда полны народом. Гул стоял над улицей. Народ был ловкий, оборотистый, лихой - жизнь ключом кипела».
Хотя слободские дома строились из кирпича, но дворы мостили досками, хозяйственные постройки и навесы тоже были деревянными, что становилось причиной разрушительных пожаров. В июле 1862 года случился воистину адский пожар, который, как говорят, начался с огня, опрокинутого бабами при варке варенья, а завершился лишь на третьи сутки. Пожарные поначалу пытались бороться с огненной стихией, но воды не хватало и им оставалось лишь наблюдать, как пламя пожирает дом за домом, улицу за улицей. Власти прислали солдат, чтобы помочь с эвакуацией пострадавших, люди в панике укладывали на возы пожитки, а животные и птицы гибли в пламени. Этот трёхдневный пожар практически уничтожил слободу.
К тому времени уже открылось движение поездов по Московско-Нижегородской железной дороге и в возрождении прежнего ямского извоза не было большого экономического смысла. «Рогожская совершенно опустела, и по Тележной хоть кубари гоняй»,- констатировал бытописатель Богатырёв. Со временем дворы занимали московские извозчики и купцы - их послепожарные постройки можно увидеть, прогуливаясь по нынешней Школьной улице.
В советский период дома продолжали использоваться как жильё или конторы. Любопытно, что вереница плотно стоявших домов объединялась сквозным проходом через чердаки. По Школьной пролегали маршруты общественного транспорта - трамвая, автобуса, троллейбуса. А в начале 1980-х годов по предложению экспертов из объединения «Союзреставрация» (за что им спасибо от потомков), городские власти решили сделать улицу пешеходной по примеру «офонаревшего Арбата», расселили обветшавшие дома, отремонтировали фасады зданий, закатали трамвайные рельсы в асфальт.
Смотрите старые фотографии. Школьная улица до реконструкции. 1983 год:
https://pastvu.com/p/54387 Общественный транспорт на Школьной улице. 1973-1974 гг.:
https://pastvu.com/p/1836471 Панорама Рогожской слободы. 1983-1987 гг.:
https://pastvu.com/p/528780 Панорама Школьной улицы. 1983-1990 гг.:
https://pastvu.com/p/497697 Школьная улица. 1998-1999 гг.:
https://pastvu.com/p/992777 Поначалу не всё получилось и часть улицы занимала автостоянка. Финальные штрихи благоустройства были нанесены в 2019 году - асфальт заменили на плитку, открыли фрагменты булыжной мостовой и запретили въезд автомобилям. На стендах обновляются тематические выставки, посвящённые русским традициям и обычаям, происхождению слов.
Прогулочные бульвары это всегда благо для мегаполиса, но в случае со Школьной улицей остаётся ощущение некоторой незавершённости проекта. Если планировалось превратить Школьную улицу во второй Арбат, то здесь не хватает кафе с магазинами для гуляющих горожан и гостей столицы, не хватает неформальной творческой атмосферы для музыкантов и художников. Образовался широкий, но пустынный бульвар. Эта пустота особенно заметна после чтения исторического очерка Павла Богатырёва про былое многолюдье.
Ну а если городские власти собирались сделать музейную улицу для паломничества туристов «в старую Москву», то не хватает антуража - за весёленькими лубочными фасадами скрываются дома, перепланированные под конторы и офисы. Да и появившееся в 1923 году типовое советское название - Школьная - можно было бы заменить на старинное характерное - Тележная. Улица в её нынешнем виде напоминает декорацию на киностудии - есть на «Мосфильме» такой городок с историческими фасадами, за которыми ничего нет. Кстати, по словам местных жителей, на Школьной снято немало фильмов и сериалов.
Новодельная изнанка бывших постоялых дворов
Но всё же это удивительное место! Сохранение в полном объёме малоэтажной улицы XIX века - беспрецедентное явление для Москвы. Возможно, власти оставили нетронутым ансамбль Рогожской слободы в качестве своеобразной компенсации перед москвичами за «ковровый» снос арбатских кварталов при прокладке проспекта Калинина или за уничтожение большого участка Мещанской слободы под строительство олимпийских объектов.
Школьная улица, 48 - доходный дом (1825)
Школьная улица, 51-53 - жилой дом (1912)
Школьная улица, 49 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 47 - жилой дом (1875)
Школьная улица, 46 - жилой дом (1896)
Школьная улица, 45 - жилой дом (1912)
Школьная улица, 44 - жилой дом (1896)
Школьная улица, 43 - жилой дом (1912)
Школьная улица, 42 - жилой дом (1880-е годы) и Школьная улица, 40 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 41 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 39 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 38 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 37 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 36 - жилой дом (1880-е годы)
Школьная улица, 35 - жилой дом (1917)
Школьная улица, 34 - жилой дом (1880-е годы)
Школьная улица, 32 - жилой дом (1880-е годы)
Школьная улица, 31 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 30 - жилой дом (1880-е годы)
Школьная улица, 29 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 28 - жилой дом (1880-е годы)
Школьная улица, 27 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 26 - жилой дом (1880-е годы), подразделение Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ
Школьная улица, 25 - жилой дом (1870)
Школьная улица, 24 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 23 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 22 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 21 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 20 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 19 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 18 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 17 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 16 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 15 - жилой дом (1875)
Школьная улица, 14 - жилой дом (конец XIX века)
Школьная улица, 13 - жилой дом (1880)
Школьная улица, 11 - жилой дом (1880)
Большая Андроньевская улица, 5с2 - Рогожская электрическая подстанция городских железных дорог (1908)
Историческая застройка в самом начале Школьной улицы сохранялась лишь до середины девяностых годов - мэрия дала добро Сбербанку на строительство двух громоздких административных зданий, ради которых снесли два квартала старых домов. Лужковская архитектура не представляет интереса, здесь можно отметить разве что автомобильную диковину, стоящую во дворе - футуристический магистральный тягач с дизайном от Луиджи Колани. Первый грузовик со стеклянной кабиной обтекаемой формы Колани представил в 1978 году, а затем продолжил создавать подобные грузовики на разных шасси. Прототипы Колани оказались не востребованы для серийного производства, зато их обладатели могут похвастаться коллекционным раритетом.
Используемая литература: «Московская старина», сборник. М.: Правда, 1989.
Николай Пастухов. «Очерки и рассказы «Старого знакомого». Москва, 1879.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»