7 октября 2023 года
Фотопроект «Город на память». 843. Хлебозавод № 9
За первое десятилетие советской власти население Москвы увеличилось вдвое и достигло почти трёх миллионов человек: на фабриках и заводах требовалось больше рабочих рук и крестьяне потянулись в столицу на заработки. Городские власти столкнулись с проблемой обеспечения горожан продовольствием, пекарни с трудом удовлетворяли растущие потребности. Декрет Совнаркома «О концентрации хлебопечения в Москве» поставил задачу перехода от кустарного к механизированному производству, было учреждено акционерное общество «Мельстрой», а уральский инженер Георгий Марсаков предложил идею кольцевого конвейера для выпечки хлеба. По прогрессивной марсаковской технологии в 1931-1937 годах в Москве было построено пять хлебозаводов-автоматов. Один из них сдан в эксплуатацию в 1934 году в Бутырском районе.
Новодмитровская улица, 1 - хлебозавод № 9
Хлебозаводу № 9 было присвоено имя XVII партсъезда. Этот очередной партийный форум, проходивший в Москве зимой 1934 года и получивший название «Съезд победителей», подводил экономические итоги первой пятилетки. В частности, ударники Октябрьского района Москвы рапортовали товарищу Сталину и руководству ВКП(б) о вводе в эксплуатацию нового хлебозавода № 9: «Производственная мощность завода - 280 тонн хлеба в сутки. Завод оборудован по последнему слову техники, причём всё оборудование корпусов из советских материалов, сделано на советских заводах». Кажется, ударники в своём отчёте несколько завысили показатели: по другим источникам, пусковая мощность составляла 190 тонн в сутки, что по тем временам тоже являлось выдающимся достижением.
Смотрите старые фотографии. Хлебозавод № 9. 1933 год:
https://pastvu.com/p/397990 Монтаж машин для замешивания теста. 1933 год:
https://pastvu.com/p/574769 Хлебозаводы-автоматы, построенные по системе Марсакова, отличаются цилиндрической формой главного здания в пять-шесть этажей. Такое архитектурное решение оказалось оптимальным для внедрения кольцевого конвейера: сначала мука подаётся на самый верх, затем полуфабрикат по транспортёрам опускается с этажа на этаж и по завершении всего производственного цикла выпечки на первом этаже выходит готовый хлеб. Вокруг главного круглого корпуса сгруппированы разгрузочные и погрузочные терминалы, склады для сырья, административное здание, котельная и другие хозяйственные постройки.
Хлебозавод-автомат в разрезе. Рисунок В.Добровольского из журнала «Советский Союз» 1953, № 3. Про конвейер Георгия Марсакова пресса писала подробно и неоднократно - от «Техники-молодёжи» до «Огонька», а журнал «Советский Союз» издавался ещё и на разных языках, пропагандируя советские достижения среди иностранных читателей.
«Огромное здание цилиндрической формы со всех сторон открыто солнцу, дневному свету. Круглые залы выложены сияющей белизны кафельной плиткой. Почти не ощущается мучная пыль, хотя завод перерабатывает в сутки несколько сотен тонн муки. Весь производственный процесс, начиная выгрузкой муки из железнодорожных вагонов и до выдачи продукции - механизирован и автоматизирован. Сложные операции, которые казались доступными лишь проворной человеческой руке, безукоризненно выполняют замечательные машины и приборы, сконструированные советскими специалистами и образующие уникальный кольцевой конвейер», - сообщал журнал «Огонёк» в 1952 году.
Технологическая цепочка начинается в подвальном этаже, где выгруженная из железнодорожных вагонов мука просеивается, проходит через магнитный сепаратор и ковшами утаскивается наверх. На шестом этаже в бункерах-силосах хранятся разные сорта муки. По команде с электропульта заданное количество муки поступает в воронку, смешивается с тёплой водой из водомерного бака и дрожжами, а затем на пятом этаже начинается медленное круговое путешествие этой смеси в огромных чашах, которые называют дежи. Все процессы чётко рассчитаны по времени: опара успевает созреть, пока подходит к замешивающей машине, дальше тесто успевает подняться на подходе к обминочному автомату.
Спустя несколько часов дежа с созревшим тестом опрокидывается вниз над воронкой делительной машины, которая находится на четвёртом этаже и формирует куски теста одинакового веса, при этом тесту придаётся форма батона или булки. По тестоспускам эти полуфабрикаты уходят на третий этаж в печное отделение, которое также является конвейером, - тесто на вращающемся металлическом поде уходит в печной тоннель и за полный оборот пода успевает как следует пропечься.
По завершении выпечки свежие румяные батоны скатываются на ленточный транспортёр и перемещаются в остывочное отделение, а затем оказываются на разборке-расфасовке в экспедиции под погрузку на автомашины. Технологии приготовления пшеничного и ржаного хлеба заметно отличаются, поэтому хлебозаводы оснащались несколькими параллельными линиями под разные сорта хлеба - оборудование практически то же самое, но режимы брожения и выпечки различные.
Оборудование Хлебозавода № 9 периодически модернизировалось, ассортимент продукции расширялся - изначально хлебозавод специализировался на пшеничных сортах хлеба, однако после реконструкции здесь выпекали и ржаной хлеб, а также булочки, пирожки, лепёшки. При хлебозаводе работал магазин, торговавший свежим, горячим хлебом.
До 2006 года Хлебозавод № 9 находился в государственной собственности, затем был зарегистрирован как акционерное общество опять же в распоряжении Федерального агентства по управлению госимуществом, при этом производство хлеба сокращалось. Как ни странно, упадок предприятия связывают с очередной модернизацией, которая проходила в 1993-1995 годах по программе Правительства Москвы, - тогда изношенное оборудование для кольцевой выпечки заменили на линии Gostol-Gopan из Словении. Однако за время простоя рынок заняли конкуренты, у завода возникла проблема с реализацией, предприятие стало работать в убыток и залезло в долги. Почему федеральные и городские власти не поддержали хлебопёков - большой вопрос.
А в 2015 году хлебозавод был продан частному инвестору, который вывез оборудование и занялся преобразованием промышленного квартала в общественное пространство в стиле лофт. Над проектом работала команда Алексея Капитанова. Процесс прошёл очень аккуратно, практически без сносов зданий, и теперь горожане могут увидеть весь комплекс в полном объёме. Корпуса объединены общим колористическим решением и оформлены граффити в стиле советского авангарда. Недолгое время соседствующие общественные пространства «Хлебозавод № 9» и Дизайн-завод «Флакон» (бывший Хрустальный завод имени Калинина) проводили совместные мероприятия, однако их слияние оказалось нерентабельным и каждая площадка сохранила свою идентичность и сферу деятельности.
Фотографии 2017 года: оборудование вывезено, начинается обустройство лофтов.
Строение 3 - заводская проходная (1995)
Портрет поэта Владимира Маяковского выполнил португальский художник Vhils. Такая техника, известная с античных времён, называется сграффито. Не следует путать с граффити - это рельефное изображение, которое высекается молотком по толстому слою штукатурки.
Строение 2 - административное здание, булочная (1933)
Строение 1 - главный корпус с кольцевым конвейером (1934). Современный универмаг на первом этаже назван в честь инженера - «Марсаков», верхние этажи занимают офисы и концертно-выставочная площадка.
Строение 23 - хозяйственные постройки со старой котельной
Строение 4 - ангар (1955) полуцилиндрической формы на первый взгляд не представляет интереса, это обычная сборная конструкция, которая широко используется в качестве склада. Но у него есть предыстория. Ещё в начале ХХ века ангары подобной формы, но гораздо больших размеров, строились в качестве эллингов для обслуживания дирижаблей. Во время Первой Мировой войны британская армия использовала полуцилиндрические ангары, покрытые гофрированным металлом, для солдатских казарм, госпиталей и других военных надобностей. А в 1941 году на американской базе Куонсет Пойнт собрали первые универсальные модули, которые стали называть «хижиной Куонсета», самые большие имели габариты 12х30 метров. Для американских военных было изготовлено свыше 150 000 таких модулей разного размера, а после войны практичная конструкция получила распространение по всему миру.
Строение 5 - производственное здание (1955)
Строение 6 - хранилище муки
Строения 7, 9, 10, 11, 12, 13 - комплекс одноэтажных хозяйственных построек (1952, 1955)
Строение 14 - газораспределительный пункт (1955)
Строение 16 - производственное здание (1992)
Строение 17 - «Бойлерная», перестроенная котельная 1997 года
В «Бойлерной» уже была представлена экспозиция Музея Транспорта Москвы «Вы ушли с маршрута, и это нормально» и выставка «Смешарики», посвящённая персонажам одноимённого мультфильма.
Строения 26, 27 и 30 - цех ржаного хлеба, экспедиция, погрузочные терминалы
Ресиверы - металлические резервуары для хранения сжатого воздуха, который использовался для подачи муки в тестомесильное отделение.
Остаётся неясной судьба недостроенного корпуса хлебозавода, давно превратившегося в заброшку и закутанного в строительную сетку.
«Хлебозавод № 9» стал живым городским пространством, в погожие дни здесь многолюдно, а по выходным проходят события различной тематики. Выставка-распродажа Мосвинтаж позволяет погрузиться в атмосферу прошлого и узнать больше о традициях, образе жизни и культуре Москвы.
Владельцы тюнингованных автомобилей устроили выставку своих эксклюзивных машин.
На выставке «Надо брать!» собаки и кошки из приютов для бездомных животных получают шанс найти заботливых хозяев. Питомцы доброжелательно настроены по отношению к людям, здоровы, привиты, стерилизованы. Они передаются в семьи бесплатно, при составлении договора об ответственном отношении к животным. Организует выставки Благотворительный фонд «Вирта».
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»