17 июля 2023 года
Фотопроект «Город на память». 825. Московский редевелопмент. Часть 9
Рубрика «Московский редевелопмент» знакомит читателей с проектами и ходом преобразования промышленных зон и с другими новостями столичного стройкомплекса. В этом обзоре представлены уже реализуемые или перспективные планы реконструкции гаража Константина Мельникова на Новорязанской улице, Рижского грузового двора, Дворца пионеров на Воробьёвых горах, Большого Московского цирка, Кожевнических бань.
Новорязанская улица, 27 - гараж для грузовых машин (1928-1931, архитектор Константин Мельников, инженер Владимир Шухов) в обозримом будущем станет выставочной площадкой Музея Транспорта Москвы.
Здание гаража построено в форме подковы, вдоль изгиба которой располагались парковочные места для грузовиков. Такая планировка позволяла компактно разместить на небольшом участке максимальное количество автомобилей и обеспечить их беспрепятственный выезд на Новорязанскую улицу. Главный фасад здания выполнен в виде нескольких кирпичных выступов, в торце каждого выступа предусмотрены ворота для разнонаправленного движения транспорта. В 1948-2015 годах гараж занимал 4-й автобусный парк Мосгортранса.
Смотрите старые фотографии. 4-й автобусный парк. 1956 год:
https://pastvu.com/p/53726 Проектом реставрации и приспособления под современное музейное пространство занимаются архитектурное бюро «Проект Меганом» и архитектурно-реставрационная мастерская «Фаросъ». По словам главного архитектора города Москвы Сергея Кузнецова, «реставрация гаража Константина Мельникова под Музей Транспорта Москвы сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2. Самые крупные музейные институции - Третьяковка, Пушкинский музей, ВДНХ расширяют площадки, модернизируются. Каждый такой проект оказывает влияние на весь город в целом и новое пространство на Новорязанской улице также даст мощный импульс».
Рендеры предоставлены пресс-службой Музея Транспорта Москвы
Как рассказала главный архитектор Музея Транспорта Москвы Наталья Воронцова, в соответствии с проектными решениями и согласованной с реставраторами технологией отреставрируют 54 фермы - они демонтированы, ведутся работы по их обследованию, очистке и окрашиванию, после завершения работ фермы будут возвращены в проектное положение. Также вернут исторический облик вертикальным витражам на торцевых фасадах и восстановят наклонный ленточный витраж на кровле: заменят стеклоблоки 1960-1970-х годов на светопрозрачные конструкции, какими их задумывал Константин Мельников. Витражи восстанавливают по историческим материалам и в соответствии с проектом реставрации, утвержденным Департаментом культурного наследия.
Директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко представила планы обустройства постоянной экспозиции, которая будет посвящена становлению и развитию транспортной системы городского сообщения в Москве. В музее можно будет увидеть 52 экспоната: автобусы, трамваи, троллейбусы, электробус, городскую спецтехнику, грузовые и легковые автомобили, гужевой транспорт.
Ждём открытия музея, однако на данном этапе у неискушённых в реставрационном деле горожан всё-таки возникает вопрос: не слишком ли энергично демонтируются мельниковские стены, превращая объект конструктивистской архитектуры в новодел?
Увидеть музейные экспонаты пока можно во время праздников Московского транспорта - парада трамваев и фестиваля «Ретрорейс».
Открытие Музея Транспорта Москвы на Новорязанской улице запланировано на конец 2024 года, а вот с возобновлением деятельности Музея истории железнодорожной техники вообще никакой ясности нет. Железнодорожный музей на Рижском вокзале открылся в 2004 году и демонстрировал свыше 70 натурных экспонатов - паровозы, тепловозы, электровозы, электропоезда, вагоны.
Обширную территорию на задворках вокзала прежде занимал Рижский грузовой двор, который решено застроить жилыми высотками и офисами новой штаб-квартиры РЖД, а Рижский вокзал утратит свои функции и будет приспособлен к современному использованию.
Переместить экспонаты можно было бы на станцию Подмосковная, где уже не первый год успешно функционирует музейный комплекс, однако был выбран другой вариант: депо Лихоборы сокращает свою производственную площадку, переводит тепловозы в Люблино, а их место занимают исторические локомотивы. Идея не самая плохая, так как в Лихоборах немало старинных индустриальных зданий и в таком антураже выставка паровозов будет выглядеть органично. Проблема в том, что депо открылось в 1908 году к запуску Московской Окружной железной дороги, за годы эксплуатации изрядно обветшало и сейчас никто не скажет, сколько времени займут ремонтные работы. Реставрация потребуется и музейным локомотивам.
Депо Лихоборы
Вернёмся на Рижский вокзал недавнего прошлого. На фото 2007 года справа от тепловоза видно здание поста механической централизации - в апреле 2023 года это наследие Московско-Виндавской железной дороги было снесено. Заявлено, что на месте бывшего музея железнодорожной техники будут построены новые пути и платформы для электричек.
От привокзального индустриального ансамбля сохранилась лишь водонапорная башня (на перспективном плане застройки на этом месте изображена стоянка автобусов).
Улица Косыгина, 17 - Дворец пионеров (1962, архитекторы Владимир Кубасов, Виктор Егерев, Феликс Новиков) закрыт на реконструкцию. Работы ведутся одновременно во всех пяти корпусах.
Открытие Дворца пионеров. 1962 год:
https://pastvu.com/p/654792 «Специалисты приведут в порядок главный корпус с планетарием и выставочными залами, лекционно-презентационный корпус со столовой, обсерваторию, театральный блок и концертный зал»,- сообщает сайт stroi.mos.ru под фотографиями буквально выпотрошенных корпусов. «Таким образом, памятнику модернизма будет возвращён его исторический облик»,- заключает Сергей Собянин. При этом не уточняется, как тотальное уничтожение оригинальных интерьеров связано с «возвращением исторического облика».
Ещё лет десять назад было заметно, что оборудование, станки, мебель устарели и неплохо бы многое заменить. Можно предположить, что в обновлённых стенах Дворца пионеров установят и самое современное оснащение для кружковой работы - всё, что требуется для полноценного детского образования и творчества.
Проспект Вернадского, 7 - Большой Московский цирк (1971, архитекторы Яков Белопольский и Ефим Вулых) интересен не только выступлениями талантливых артистов, но и архитектурой, и инженерным оснащением. Зрительный зал самого большого европейского цирка может вместить почти 3400 человек.
Строительство цирка на проспекте Вернадского. 1965-1968 гг.:
https://pastvu.com/p/1043498 Строительство цирка на проспекте Вернадского. 1968 год:
https://pastvu.com/p/101208 В 2015 году директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный обратил внимание на необходимость капитального ремонта. Здание было переведено из федерального управления в собственность Москвы и город помог решить некоторые насущные проблемы - отремонтировать протекающую крышу, систему сменных манежей, помещения для животных.
В 2023 году появилась архитектурная концепция модернизации Большого Московского цирка, разработанная архитектурным бюро ТПО PRIDE и ландшафтной компанией Arteza. Проект сквера выглядит шикарно, про новое здание цирка необходимо больше подробностей, но в любом случае оригинальное строение Якова Белопольского в случае реконструкции будет обречено. Здания эпохи советского модернизма, как правило, не являются архитектурными памятниками и могут быть снесены по желанию инвесторов, как это произошло со спорткомплексом «Олимпийский» на проспекте Мира.
В подземном пространстве под зрительным залом скрыта удивительная сценическая машинерия, позволяющая за пять минут поднять любой из пяти сменных манежей: конный, ледовый, водный, иллюзионный или световой. Впечатляют размеры механизма, созданного советскими инженерами свыше полувека назад.
Кожевническая улица, 15с1 - Бани № 4 Кировского района, Кожевнические бани (1933, архитектор Владимир Ивашкевич) построены по наказу избирателей Замоскворецкого районного совета. Фасад привлекает внимание крупными керамическими фризами, украшающими верхний уровень ризалитов. Мозаика изображает трудовые будни советских рабочих и колхозников, занятия физкультурой, после которых трудящиеся всей семьёй посещают общественную баню.
Кожевнические бани. 1934 год:
https://pastvu.com/p/16234 Конструктивистское здание лишь обладает признаками памятника архитектуры, но не находится под охраной государства. До недавнего времени здесь размещался фитнес-клуб, но владелец был признан банкротом и земельный участок с банями в ходе торгов перешёл к концерну «Крост» в дополнение к ранее приобретённым владениям. Таким образом, в руках девелопера оказалась значительная территория между Кожевнической улицей и Шлюзовой набережной. Теперь компания может приступать «к подготовке проекта планировки территории ориентировочной площадью 5,3 гектара для строительства объектов общественно-жилого и социального назначения» с максимальной высотой зданий до 75 метров.
На участке уже снесены фабричный корпус XIX века и здание фабрики-прачечной Банно-прачечного треста Кировского района (на фото вверху), не вписавшиеся в проект квартальной застройки. Судьба Кожевнических бань пока не определена, на всякий случай зафиксируем на память все сюжеты мозаичного панно.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»