15 марта 2023 года
Фотопроект «Город на память». 797. ЗИЛ спортивный
В Советском Союзе физкультуре и спорту уделялось ощутимое внимание - на балансе автомобильного Завода имени Лихачёва числились плавательный бассейн (поначалу известный как бани-купальни Рогожского-Симоновского района) и стадион «Торпедо» с футбольным полем и спортивными секциями. Среди современных каменных джунглей, выросших на руинах автозавода и ставших новым жилым районом, также нашлось место спортивным объектам - ледовой арене и большому плавательному бассейну.
Автозаводская улица, 21 - купальня-баня Рогожско-Симоновского района (1928-1930, архитекторы Сергей Панин и Владимир Цветаев, инженер Артур Лолейт)
«В 1930 году на средства займа Моссовета для обслуживания рабочих масс заводов «АМО» и «Динамо» построены новые бани. Помимо традиционных парилен и мыльных, в них имеются душевые кабинки - пользование при мытье душем значительно гигиеничнее старого способа мытья с шайкой в мыльной. Бассейн 25х12 метров расположен на втором этаже на железобетонных опорах, что не очень рационально и проще было бы построить бассейн на первом этаже, передав его давление непосредственно на грунт. Площадь под бассейном используется как гардероб и буфет», - сообщил новость об открытии оздоровительного учреждения журнал «Строительство Москвы».
Спустя десятилетия бывший «комбинат чистоты» частично сохранил исторические интерьеры, включая скульптуры спортсмена и пловчихи, вазоны, метлахскую плитку. Бассейн продолжает функционировать как физкультурно-оздоровительный комплекс. Без потерь, однако, не обошлось и здание, в плане похожее на самолёт, лишилось одного банного крыла, которое помешало строительству Третьего транспортного кольца.
Восточная улица, 4к1 - стадион «Торпедо» (1959), Стадион имени Эдуарда Стрельцова
«Некоторые люди считают, что футбол - это вопрос жизни и смерти. Я очень разочарован таким отношением. Уверяю вас, футбол гораздо важнее»,- сказал однажды британский тренер Билл Шенкли. В Москве начала ХХ века розыгрыш городского футбольного первенства не прерывался такими драматическими событиями, как Первая Мировая война, революция, экономический хаос и Гражданская война. Один из небольших стадионов располагался в Тюфелевом проезде (нынешняя станция метро «Автозаводская»), здесь в 1922 году был сыгран первый в советской истории международный матч - между командой Рабочего спортивного союза Финляндии и СК «Замоскворечье».
Позднее другой заводской стадион оборудовали в непосредственной близости от цехов на Автозаводской улице - на нём играли в футбол до 1965 года, пока площадку не передали под строительство нового Заводоуправления и Лабораторного экспериментального корпуса.
Футбол на старом стадионе «Торпедо».1951-1955 гг.:
https://pastvu.com/p/1289457 В чемпионате СССР автозавод был представлен собственной командой «Торпедо», выступавшей с переменным успехом и не имевшей домашнего поля - торпедовцы принимали соперников на «Динамо» или Центральном стадионе имени Ленина. В этом не было ничего критичного, гранды советского футбола «Спартак» и ЦСКА обзавелись своими стадионами только в наши дни. Наивысших достижений заводская команда добилась, когда в её составе заиграли такие мастера, как Эдуард Стрельцов, Слава Метревели, Валентин Иванов, Валерий Воронин.
Стадион «Торпедо» на Восточной улице был построен в 1959 году, но, вероятно, по техническим параметрам не подходил для Высшей лиги и использовался в качестве тренировочного поля. На склоне холма располагалась одна зрительская трибуна, на территории были оборудованы спортивные залы, теннисные корты, футбольные поля.
Стадион «Торпедо». 1960 год:
https://pastvu.com/p/509610 К московской Олимпиаде власти провели ревизию спортивных сооружений и в 1976 году стадион «Торпедо» был реконструирован. Теперь арена соответствовала регламенту соревнований, а трибуны могли заполнить 16 000 зрителей. Спустя несколько лет «Торпедо» стал первым в СССР стадионом с электрическим подогревом, позволявшим качественно готовить игровое поле даже ранней весной и поздней осенью.
«Сбылась давняя мечта автозаводских болельщиков. Вчера торпедовцы впервые принимали своих соперников в матче чемпионата страны на собственном стадионе, который расположился на берегу Москвы-реки. От него рукой подать до заводских корпусов и жилых кварталов, где живут автозаводцы. Естественно, они и заполнили трибуны стадиона до отказа»,- так эмоционально описывала происходящее газета «Советский спорт».
Прошли годы и ЗИЛ, оказавшийся на грани банкротства, был вынужден продать стадион, который менял собственников, пока не был снесён в 2022 году. На этом месте планируется возвести современную футбольную арену, а также построить жилой квартал с инфраструктурой.
Автозаводская улица, 23Ак4 - спорткомплекс с бассейном «Акватория ЗИЛ» построен в 2016 году на месте одного из старейших корпусов АМО. В советское время на месте бассейна, соседнего ледового дворца и площади между ними работали механосборочные конвейеры.
МСК-1. 1958-1962 гг.:
https://pastvu.com/p/862111 Сборочный цех завода АМО имени Пьетро Ферреро. 1924 год:
https://pastvu.com/p/620826 Сборочный конвейер грузовиков ЗиС-5. 1947 год:
https://pastvu.com/p/890361 Участок сборки передних мостов автомобилей. 1963-1980 гг.:
https://pastvu.com/p/862808 В комплексе водных видов спорта предусмотрены два пятидесятиметровых бассейна, один из которых - на свежем воздухе и оборудован системой подогрева для занятий плаванием круглый год. Также в здании находятся две ванны 30х25 метров Олимпийского центра синхронного плавания, тренажёрный и батутный залы, медико-восстановительный центр.
Автозаводская улица, 23А - спортивный комплекс «ЦСКА Арена» («Парк легенд», «ВТБ Ледовый дворец»), открывшийся в 2015 году, предназначается в первую очередь для проведения хоккейных матчей. Его главная арена может вместить 12 000 болельщиков. Однако ледовая площадка способна трансформироваться и, после сноса спорткомплекса «Олимпийский», комплекс «ЦСКА Арена» занял востребованную нишу крытого универсального стадиона, готового принять любые массовые зрелищные мероприятия - соревнования по разным видам спорта, концерты и шоу.
Фигуристы Алексей Ягудин, Татьяна Тотьмянина и Аделина Сотникова
Рок-музыканты Андрей Макаревич, Лусинэ Геворкян, Юрий Шевчук и голограмма Владимира Высоцкого на «Чартовой дюжине»
Автозаводская улица, 23к3 - главная контора АМО (1916-1920, архитекторы А.Кузнецов и А.Лолейт при участии К.Мельникова), заводоуправление, Музей завода имени Лихачёва, Музей хоккейной славы
Открывшийся в 1979 году Музей автозавода занимал всё двухэтажное здание, здесь сохранялся мемориальный кабинет директора Ивана Лихачёва, экспонировались макеты и образцы продукции, документы и фотографии, словом, вся память о ЗИЛе. По воспоминаниям сотрудников, уже с началом сноса производственных цехов музейную экспозицию разобрали под предлогом ремонта здания и складировали фонды в Прессово-сварочном корпусе. На этом следы музейной коллекции обрываются.
Иван Лихачёв в здании заводоуправления. 1947 год:
https://pastvu.com/p/844676 В музейном зале. 1980-1990 гг.:
https://pastvu.com/p/823789 Скульптура вратаря - оригинальный подарок к 70-летию Владислава Третьяка от болельщиков из города Курган
Экспонаты рассказывают о знаковых событиях истории советского и российского хоккея, начиная с 1946 года, когда в СССР провели первый чемпионат по хоккею с шайбой. Помимо постоянной экспозиции «Красная Машина» здесь проходят временные тематические выставки. В Зале славы, оформленном лепными украшениями в стиле сталинского ампира, проводятся торжественные церемонии и встречи с легендарными спортсменами. На момент открытия в 2016 году первый музей хоккея в нашей стране был частной инициативой и спустя пять лет у собственника иссякли средства на его финансирование. Федерация хоккея России приняла решение сохранить музей, который продолжил работу под эгидой федерации.
Хоккеисты Владислав Третьяк и Борис Майоров
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»