Саввинская набережная

Feb 26, 2023 23:52


26 февраля 2023 года

Фотопроект «Город на память». 791. Саввинская набережная

В XV-XVII веках на левом берегу Москвы-реки располагалась Саввинская слобода (вотчина Саввинского монастыря), в которой проживало не больше сотни человек, занятых в монастырском хозяйстве. Хотя монастырь давным-давно был расформирован и берега активно осваивало московское купечество, название Саввинской набережной прижилось и сохранилось до наших дней. А вот дореволюционной индустриальной застройки остаётся всё меньше.







Смотрите старые фотографии. Панорама Саввинской набережной. 1887 год: https://pastvu.com/p/7721



Панорама Саввинской набережной открывается с пешеходного моста Богдана Хмельницкого, открывшегося в 2001 году и названного в честь украинского гетмана в связи с близостью Киевского вокзала. Для его строительства был использован 135-метровый стальной пролёт железнодорожного Краснолужского моста 1907 года - гигантскую конструкцию весом 1400 тонн сплавили вверх по Москве-реке и водрузили на новые опоры. Архитектором проекта стал Юрий Платонов.











Саввинская набережная, 3 - жилой дом (1946). Среди первых жильцов было немало военнослужащих Советской Армии и сотрудников МГБ, половина дома предназначалась для квартир сотрудников и общежития авиационного приборостроительного завода № 133.

Саввинская набережная, 3. 1947 год: https://pastvu.com/p/15590







Во дворе сталинки прячутся несколько дореволюционных строений, на этом участке в первые годы советской власти также располагались слесарно-ремесленные мастерские и 1-я Московская артель «Гранит», специализировавшаяся на изготовлении монументальных памятников.



2-й Вражский переулок, 3



2-й Вражский переулок, 5 - Виноградовские бани (XIX век) в советское время назывались банями № 2 Фрунзенского района, в 1970-е годы после закрытия бань в здании разместился женский медицинский вытрезвитель, а в девяностые - автосервис. Ещё раньше здесь располагалось подворье Саввино-Сторожевского монастыря.











1-й переулок Тружеников, 16с14 - жилой дом (1882)







Саввинская набережная, 5 - жилой дом (1895)

Саввинская набережная, жилые дома. 1949 год: https://pastvu.com/p/1395252





Саввинская набережная, 13 - Московская Кружевная фабрика (1886-1889), фабрика «Ливерс», Гардинно-кружевное объединение имени Тельмана. Основатели фабрики немецкий предприниматель Александр Гивартовский и его английский партнёр Томас Флетчер первыми привезли в Россию многочелночные машины «Ливерс», производящие кружевные ткани. Продукция стала пользоваться большим спросом, удостоилась золотой медали на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и компаньоны занялись расширением производственных площадей, пригласив архитектора Траугота Бардта. Для работы на кружевном производстве Гивартовский и Флетчер завербовали 1200 крестьян, для которых построили общежития при фабрике.

Крестьянки в Большом Саввинском переулке. 1896 год: https://pastvu.com/p/303335

После Октябрьской революции предприятие было национализировано и стало называться фабрикой «Ливерс» треста «Мострикотаж». Интерьеры того периода режиссёр Сергей Юткевич запечатлел в 1928 году во время съёмок художественного немого кино «Кружева» про жизнь фабричной молодёжи, его можно посмотреть на ютубе. В 1936 или 1940 году фабрика получила новое название в честь немецкого антифашиста - Московская гардинно-тюлевая фабрика имени Эрнста Тельмана.

Саввинская набережная. 1963-1967 гг.: https://pastvu.com/p/35957



«Тельманка» продолжала работать на старых машинах до шестидесятых годов, пока не закупили современное, опять же импортное, оборудование. Тогда же на территории появились новые административные и бытовые корпуса - столовая, прачечная, профилакторий. Ещё в девяностые годы предприятие под вывеской АО «Гардекс» производило тюль и гардины, ну а затем промышленный комплекс снесли под строительство жилого комплекса Savvin River Residence.









Большой Саввинский переулок, 2-4-6с14 - после сносов открылся вид на главный дом городской усадьбы, построенный купцом А.Грачевым в первой половине XIX века. Изначально дом был двухэтажным и внешне скромным. После Грачёва участок использовался в производственных целях: в 1846 году купец С.Шушарин открыл химический завод с красильными и сушильными цехами, затем в 1871 году братья Ганешины зарегистрировали Товарищество суконной и прядильной фабрик и приспособили главный дом для проживания сотрудников, а усадебные флигели - под контору и склад шерсти. Московская кружевная фабрика выкупила здание для своих нужд, в советское время в нём располагались детский сад и ясли. В наши дни в перечень объектов культурного наследия входят главный дом, два флигеля и ограда с воротами.

Усадьба в Большом Саввинском переулке. 1995-1998 гг.: https://pastvu.com/p/309536







Большой Саввинский переулок, 2с7 - рабочее общежитие 1889 года постройки с примыкающим к нему двухэтажным домом купца Н.Якунина расселено, эти здания не обладают признаками культурного наследия и, надо полагать, готовятся к сносу.



















Большой Саввинский переулок, 9 - приют для неизлечимо больных женщин с церковью во имя иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радость» (1904, архитектор М.Дурнов) используется заводом «Машиноаппарат», специализирующимся на проектировании и производстве электродвигателей.



Большой Саввинский переулок, 8с1 - Ремесленно-техническое училище Общества распространения технических знаний (1830-е годы, перестройки 1878, 1902, 1913) было образовано в 1870 году, «достойно и честно приготовляло специалистов практического дела» до революции и в советское время в качестве профессионально-технического училища продолжало обучать молодёжь на токарей и фрезеровщиков. В какой-то период здесь размещалась противочумная станция.

Слесарно-ремесленное училище. 1902 год: https://pastvu.com/p/75100









Большой Саввинский переулок, 8с5 - жилой дом Котова, жилой дом Ремесленно-технического училища Общества распространения технических знаний (1880-е годы)







Большой Саввинский переулок, 10с11 - жилой дом с коммунальными квартирами



Большой Саввинский переулок, 2с9 (2010). В Большом Саввинском переулке дореволюционная застройка чередуется с новоделами под старину.



Большой Саввинский переулок, 12с2



Большой Саввинский переулок, 17



Саввинская набережная, 19с1Б - жилой дом (1947) и Саввинская набережная, 19с1А - жилой дом (1953)

Саввинская набережная, 19. 1955-1956 гг.: https://pastvu.com/p/9630











Коммунальная достопримечательность - крышка-менажница. Конструкция крышки люка была разработана в 1898 году к запуску первой очереди московской канализации и напоминает менажницу - тарелку, разделённую на несколько секторов. В сектора люка вставляли деревянные вкладыши, предохраняющие крышку от порчи подкованными копытами лошадей. На Саввинской набережной представлен экземпляр дореволюционного дизайна, но уже советского производства.



Небольшой причал и технические пристройки













Большой Саввинский переулок, 12 - обширные владения между переулком и набережной занимал индустриальный квартал набивной ситцевой фабрики, основанной Родионом Востряковым в 1820 году, позднее известной как мануфактура Альберта Гюбнера, а в советское время - Шёлковый комбинат имени Свердлова. После реставрации исторического ансамбля в зданиях размещается деловой квартал «Московский шёлк».











Саввинская набережная, 27 - ныне снесённое дореволюционное здание четвёртой казармы для рабочих мануфактуры Гюбнера.



Фрагмент левого крыла здания сохранён благодаря изображению литератора Германа Гессе, выбитого в 2008 году португальским художником Александром Фарто.



Саввинская набережная здесь завершается и переходит в короткую Новодевичью набережную. В этих местах снималась кульминационная сцена довольно нудного шпионского телесериала «ТАСС уполномочен заявить», премьера которого состоялась летом 1984 года. В этом эпизоде были задействованы автозаправочная станция и пешеходный участок железнодорожного Краснолужского моста, в башенке чекисты устроили засаду американскому агенту.



Мост был построен в 1907 году к запуску движения по Московской Окружной железной дороге, на протяжении без малого сотни лет по нему грохотали тяжёлые товарные составы и Правительство Москвы приняло решение заменить пролёт моста «в связи с ветхостью». Старую пролётную конструкцию в 2000 году целиком демонтировали и переместили к Киевскому вокзалу на новые устои для использования в качестве пешеходного моста Богдана Хмельницкого (возвращаемся в начало сюжета), а взамен был установлен новый стальной пролёт.









Фотографии: Евгений Чесноков

Все фотоистории проекта «Город на память»

Саввинская набережная

Previous post Next post
Up