Научно-мемориальный музей Николая Жуковского

May 30, 2022 19:01


30 мая 2022 года

Фотопроект «Город на память». 729. Научно-мемориальный музей Николая Жуковского

Николай Жуковский: «Человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума».



Наука XIX века видела перспективы воздухоплавания в совершенствовании изобретения братьев Монгольфье - воздушных шаров и аэростатов, летательных аппаратов, представляющих собой оболочку, наполненную водородом, гелием или нагретым воздухом. В 1903 году американские изобретатели братья Уилбур Райт и Орвилл Райт совершили научно-технический прорыв, подняв в небо конструкцию, которая была тяжелее воздуха.





К тому времени полёты на планерах практиковали Отто Лилиенталь, Перси Пилчер и другие исследователи - новаторство братьев Райт заключалось в применении бензинового двигателя, контроле лётчика над полётом, увеличении подъёмной силы крыла и снижении сопротивления воздуха. Необходимые расчёты Райты произвели после испытаний более 200 моделей в аэродинамической трубе. Событие не вызвало широкого общественного резонанса - самый первый полёт на «Флайере Райт» оказался коротким, один из братьев поднялся всего на несколько метров и продержался в воздухе 13 секунд.





Работы над созданием самолёта проводились и в других странах. В Российской империи энтузиастом освоения неба стал морской офицер Александр Можайский, представивший в 1877 году проект «воздухолетательного снаряда», оснащённого двумя двигателями внутреннего сгорания. Власти восприняли идею без энтузиазма, но некоторую сумму на постройку аппарата выделили. Готовый моноплан отличался от первоначального проекта, в частности, на нём установили паровые двигатели. «Окончательный опыт», то есть попытка взлёта, состоялся, на военном поле в Красном селе в 1882 году. По свидетельствам очевидцев, самолёт Можайского оторвался от земли, но потерпел аварию, в которой пострадал управлявший монопланом механик. Чертежей, фотографий или точного технического описания аппарата не сохранилось и эта история стала легендой.

Полёт моноплана Александра Можайского всё-таки оказался запечатлён на киноплёнку, но в 1950 году, во время съёмок художественного фильма «Жуковский», посвящённого человеку, которого современники назвали «отцом русской авиации». Авторы фильма вспомнили некоторые факты биографии Николая Жуковского, воспроизвели полёты первых аэропланов, доступным языком изложили основы новой науки - аэродинамики.



Фильм режиссёра Всеволода Пудовкина и спустя десятилетия интересен зрителям, а более обстоятельно с эволюцией отечественной авиации можно ознакомиться в Научно-мемориальном музее профессора Н.Е.Жуковского, который находится в Москве на улице Радио, 17к5. В доме 1786-1787 годов постройки в старину располагались склады товаров, мясная лавка, галантерея, трактир, а в 1913 году здание было перестроено архитектором В.Вотковым по заказу купца М.Михайлова. Это единственное сохранившееся здание купеческой усадьбы, которая была снесена в первые годы советской власти при строительстве Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).



Смотрите старые фотографии. Особняк Михайлова. 1918 год: https://pastvu.com/p/929383

ЦАГИ. 1926 год: https://pastvu.com/p/1006032

В 1918 году Жуковский получил этот особняк для размещения Научно-технического отдела аэрогидродинамической секции, с которого началась летопись ЦАГИ. В этих стенах работали С.Чаплыгин, А.Туполев, А.Архангельский, Б.Стечкин, В.Ветчинкин, Б.Юрьев и другие создатели советской авиационной техники. Это историческое место лучше всего подходило для открытия мемориального музея выдающегося учёного Николая Жуковского. С 1956 года музей собрал свыше 50 000 уникальных экспонатов, в которых отражена вся история российской и советской авиации.



Мемориальная доска: «В этом доме работал в 1915-1920 гг. отец русской авиации Николай Егорович Жуковский».



В шести тематических залах представлены модели летательных аппаратов, макеты лабораторий ЦАГИ, личные вещи учёных и лётчиков, техническая литература, документы и фотографии. Эти раритеты сохранены благодаря стараниям сотрудников, в первую очередь благодаря Надежде Семёновой, стоявшей у истоков формирования коллекции и возглавлявшей музей 40 лет.



Зал № 1 - Научная биография профессора Н.Е.Жуковского





Зал № 2 - Аэродинамические исследования Жуковского



Зал № 3 - Создание Центрального аэрогидродинамического института





Зал № 4 - Рекордные перелеты 1930-х годов



Зал № 5 - Советская авиация в довоенное время и в годы Великой Отечественной войны







Зал № 6 - Эпоха реактивной авиации и ракетной техники



Среди самых ценных экспонатов: планер Отто Лилиенталя, приобретённый Жуковским в 1895 году...



аэродинамическая труба для испытания моделей самолетов создана в 1909 году в Императорском техническом училище под руководством А.Туполева...



модель самолета «Илья Муромец» Игоря Сикорского изготовлена на Русско-Балтийском заводе в 1915 году.



Официальный сайт Мэра Москвы сообщает, что в столице насчитывается 450 музеев. И замечательно, что они разные. Среди них есть интерактивные, например, Музей криптографии, где достаточно экспонатов, с которыми посетители могут производить некие манипуляции. А Музей Жуковского - пример классического подхода к экспозиции с сохранёнными историческими интерьерами и подлинными артефактами минувших эпох. При первом посещении музея глаза разбегаются - настолько впечатляет количество разнообразных экспонатов.



В этом сюжете «Город на память» представляет краткую историю развития авиации, а ознакомиться со всей коллекцией возможно, посетив музей в любой день недели, кроме понедельника, по предварительной записи.



Вводный зал знакомит с биографией Николая Жуковского и первыми летательными аппаратами.



Николай Егорович Жуковский родился в 1847 году в деревне Орехово под Владимиром в семье военного инженера, окончил гимназию с серебряной медалью, обучался в Императорском Московском университете на физико-математическом факультете. С 1871 года Жуковский занимается преподавательской деятельностью в Московском высшем техническом училище, а позднее - в Московском университете.

В 1891 году новым направлением научной деятельности Николая Жуковского стало воздухоплавание, он опубликовал работу «О парении птиц», в котором исследовал механизм полёта. Мировое признание пришло к учёному в 1895 году после публикации статьи «О гидравлическом ударе в водопроводных трубах». Важными вехами в научной биографии Жуковского стали постройка аэродинамической трубы в Московском университете, изучение механизма образования подъёмной силы, публикация научных трудов и чтение лекций «О воздухоплавании», «О крылатых пропеллерах», «О присоединённых вихрях», «Теоретические основы воздухоплавания», «Динамика аэропланов в элементарном изложении», создание Воздухоплавательного кружка при техническом училище.

В 1904 году Николай Жуковский возглавил первый в Европе аэродинамический институт, созданный на средства купца Дмитрия Рябушинского в посёлке Кучино под Москвой. С началом Первой Мировой войны учёный занялся исследованием баллистики артиллерийских снарядов, организовал и возглавил теоретические курсы авиации для подготовки военных лётчиков. В декабре 1918 года он основал Центральный аэрогидродинамический институт, а в 1920-м стал ректором Института инженеров Красного Воздушного флота.

Николай Жуковский ушёл из жизни 17 марта 1921 года. Память о гениальном учёном увековечена в названии города Жуковский в Московской области, в названиях профильных академий и институтов.



Следующие три зала показывают эволюцию самолётов от неустойчивых «летающих этажерок» до многомоторных гигантов. Важнейшую роль в успехе отечественного авиастроения сыграл ЦАГИ, в московских лабораториях которого проводились исследования также и по гидродинамике.































Четвёртый зал посвящён рекордам, которые установили советские авиаторы. Здесь можно увидеть воздушный винт НЕЖ, созданный по точным математическим расчётам Жуковского и названный по инициалам его создателя.



В 1930-х годах ЦАГИ стало тесно среди московской застройки и для института была построена научно-экспериментальная база в окрестностях подмосковного Раменского (нынешний город Жуковский). Следующий зал музея рассказывает о работе советских учёных в предвоенные годы и подвигах пилотов на фронтах Великой Отечественной войны. Подлинный планер Лилиенталя, модели спускаемого аппарата космического корабля «Восток» Юрия Гагарина и автоматической станции «Луна-9» являются связующим звеном между прошлым и будущим.





























Завершает экспозицию обширная коллекция моделей, представляющих самолёты конструкторских бюро А.Яковлева, С.Ильюшина, О.Антонова, А.Микояна, П.Сухого, В.Мясищева, С.Лавочкина, автожиры ЦАГИ, вертолёты Н.Камова и М.Миля, а также разработки в области ракетной и космической техники.

































Научно-мемориальный музей профессора Н.Е.Жуковского: https://zhukovskymuseum.ru/

Адрес: Москва, улица Радио, 17к5.



Фотографии: Евгений Чесноков

музей Жуковского, московские музеи

Previous post Next post
Up