4 апреля 2022 года
Фотопроект «Город на память». 717А. ЦДКЖ и ресторан Казанского вокзала
Архитектурный ансамбль на Каланчёвской (Комсомольской) площади создан по проекту архитектора Алексея Щусева и объединяет несколько зданий, имеющих непосредственное отношение к Московско-Казанской железной дороге - Казанский вокзал, технические службы и котельную, Дом культуры железнодорожников. Комплекс неспешно строился в несколько этапов с 1913 по 1940 год и московское барокко встретилось здесь со сталинским ампиром.
Первое деревянное здание тогда ещё Рязанского вокзала было построено в 1862 году к открытию движения на Московско-Рязанской железной дороге. Спустя два года деревянная постройка была заменена каменным одноэтажным вокзалом по проекту архитектора Матвея Левестама. В 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, пассажиропоток значительно вырос и правление дороги задумалось о возведении более просторного вокзального здания.
Казанский вокзал. 1904-1912 гг.:
https://pastvu.com/p/204459 По условиям архитектурного конкурса оформление комплекса должно было символизировать связь Европы и Азии и эта тема оказалось более полно раскрыта Алексеем Щусевым, который опередил своего не менее именитого коллегу и мастера модерна Фёдора Шехтеля. Окончательный проект был утверждён в 1913 году и сразу же начались строительные работы, на которые правление не пожалело средств. К оформлению интерьеров привлекались художники Николай Рерих, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Евгений Лансере.
Комсомольская площадь, 2 - Казанский вокзал
В процессе строительства первоначальный проект Щусева совершенствовался, на фасадах и в интерьерах появилась советская символика, а в ходе последующих реконструкций Казанского вокзала добавились новые корпуса с залами ожидания, билетными терминалами, камерами хранения. С этими сугубо функциональными помещениями соседствует роскошный зал ресторана, спроектированный в виде огромной старинной трапезной палаты и богато украшенный лепниной и фресками.
За этим фасадом находился ресторан.
Литераторы Илья Ильф и Евгений Петров, трудившиеся на ниве журналистики в железнодорожной газете «Гудок», а также писавшие дуэтом увлекательные романы, не прошли мимо грандиозных перемен на Каланчёвской площади и заглянули на Казанский вокзал. Вот цитата из их романа «Двенадцать стульев»: «Весь Ярославский вокзал, с его псевдорусскими гребешками и геральдическими курочками, легко может поместиться в большом буфете-ресторане Рязанского вокзала».
Казанский вокзал. Главный зал ресторана. 1938 год:
https://pastvu.com/p/757237 Оформление интерьеров огромного ресторана происходило уже после Октябрьской революции, поэтому в вычурные рамки московского барокко оказались вписаны не какие-то старорежимные сюжеты, а картины трудовых будней советских людей из разных республик молодой Страны Советов. Эти живописные работы созданы художником Евгением Лансере.
В наши дни бывший ресторан используется в качестве зала ожидания повышенной комфортности. Угнездившиеся на мягких диванах транзитные пассажиры могут неспешно разглядывать эту картинную галерею, воспевающую достижения московских строителей и казахских животноводов, сибирских охотников и мурманских рыбаков, колхозников Поволжья и хлеборобов Украины.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Фотографии: Евгений Чесноков