1 ноября 2021 года
Фотопроект «Город на память». 700. МКАД. 95-109 км. Лосиный остров - Восточный
Лосиный остров в XV-XVII веках входил в состав Тайнинской дворцовой волости и являлся охотничьими угодьями русских князей и царей. Заповедная ценность лесного массива стала очевидна в XIX столетии, когда была проведена топографическая съёмка местности, в 1842 году основано первое лесничество, а затем на протяжении десятков лет проводились лесокультурные работы по посадке молодых деревьев.
Во время Великой Отечественной войны значительная часть деревьев оказалась вырублена для хозяйственных нужд, но уже в 1944 году началось восстановление лесного фонда. Хотя Лосиный остров имеет статус национального парка и охраняется законом от жилищного строительства и хозяйственной деятельности, инвесторы не оставляют попыток вторжения на заповедные земли - то для возведения коттеджного посёлка «Посольский городок», то для прокладки автомагистралей - Четвёртого транспортного кольца или модернизации участка Щёлковского шоссе.
Пруд Лось
Плотина на реке Лось
Субботник в парке Лосиный остров
Примерно треть Лосиного острова считается заповедной и особо охраняемой зонами, а большая часть территории открыта для свободного посещения.
Медведей, на которых охотился царь Иван Грозный, здесь не встретишь, да и другие дикие животные нечасто забредают на тропинки, по которым гуляют горожане. По данным 2013 года, в национальном парке обитали 70 лосей, 300 пятнистых оленей, 200 кабанов, 300 зайцев, а также лисы, енотовидные собаки, бобры. Одной из причин сокращения популяции дикой фауны стала прокладка Московской кольцевой автодороги, разделившей Лосиный остров на московскую и областную половины. Впрочем, есть места, где подмосковные звери могут прийти в столицу, - под трассой в девяностые годы проложены тоннели-зверопроходы.
Смотрите старые фотографии. Экологи обустраивают тоннель для прохода животных под МКАД (100-й км). 1997 год:
https://pastvu.com/p/1084206 Участок восточного полукольца МКАД у Ярославского шоссе. 1960 год:
https://pastvu.com/p/1030655 Садово-ландшафтный центр «Дружба»
Из посёлка Дружба над МКАД перекинут пешеходный мост к центру вьетнамско-российской дружбы.
Ярославское шоссе, 146 - Вьетнамский культурно-деловой центр «Ханой-Москва» с гостиницей и апартаментами (2014)
По северо-восточному участку МКАД курсирует московский автобус № 735. Расстояние от остановки «Ярославское шоссе» до следующей остановки «Камчатская улица» в районе Гольяново составляет 8 километров 200 метров - вероятно, это рекордно длинный перегон для московского общественного транспорта (если не считать маршрут 400Э от автовокзала Ховрино до Зеленограда по трассе М-11). На протяжении всех восьми километров за окном автобуса мелькают лишь деревья Лосиного острова.
102 км МКАД. Абрамцевская развязка (Хабаровская улица - МКАД - Хабаровская улица)
Абрамцевская развязка. Вид на Лосиный остров
Абрамцевская развязка. Вид на Лосиный остров. 1968 год:
https://pastvu.com/p/90194 Московская кольцевая автодорога решила судьбу двух соседних деревень - Абрамцево сохранило сельский облик, а Гольяново, бывшая вотчина царя Алексея Михайловича и имение князей Трубецких, дало название московскому району, в котором проживает 163 000 человек.
В 1971 году в Гольяново открылся Московский центральный автовокзал, построенный в стиле советского модернизма по проекту архитектора Александра Рочегова. Прежде пассажиров междугородных и областных рейсов обслуживали автостанции на ВДНХ, Таганской площади, Житной улице. В новом просторном здании располагались кассы, залы ожидания, камера хранения, киоски с необходимыми в дороге товарами. С тех пор минуло полвека и советский автовокзал, якобы переставший соответствовать современным стандартам, был снесён.
Автовокзал. 1984 год:
https://pastvu.com/p/23490 Мозаика в зале ожидания. 1980-1990 гг.:
https://pastvu.com/p/908915 Щёлковское шоссе, 75 - открывшийся в 2020 году новый автовокзал на Щёлковском шоссе стал одним из нескольких автовокзалов на МКАД или в ближайших окрестностях МКАД, которые построены по единому принципу: небольшая транспортная составляющая интергрирована в большой торгово-развлекательный центр. Здание ТРЦ «Щёлковский» состоит из пяти подземных и шести надземных этажей, причём перроны для посадки в автобусы размещены на самом верхнем этаже, куда пассажиры поднимаются на лифте, а автобусы заезжают на крышу и выезжают по спиральному подиуму. Очевидно, вся эта затея с «реконструкцией» автовокзала была задумана, чтобы впихнуть в людное место очередной торговый центр.
Мозаика из зала ожидания сохранена и вмонтирована в дальний боковой фасад здания.
7-й А микрорайон Гольянова застраивался в 1980-1990-х годах.
Щёлковское шоссе, 100 - корпуса завода «Хроматрон», производителя цветных кинескопов, и лабораторный корпус ЦНИИТМАШ (1969-1971) превратились в офисно-торговые центры.
Вид с МКАД на Щёлковское шоссе. 1999 год:
https://pastvu.com/p/810535 104 км МКАД. Щёлковская развязка (Щёлковское шоссе - МКАД - Щёлковское шоссе)
С северной стороны Щёлковского шоссе за МКАД находилось довольно большое село Щитниково, известное с XVI века и принадлежавшее первым царям из династии Романовых и другим вельможным особам. Крестьяне выращивали картофель, рожь и овёс, торговали ягодами и яблоками, но земледелие не приносило достатка и в XIX веке щитниковцы пошли работать на картонную и ткацкие фабрики. В первые годы советской власти в Щитниково проживали 750 человек. В будущем не исключается снос квартала Щитниково для расширения Щёлковского шоссе, которое проходит буквально под окнами деревенских домиков.
Щёлковское шоссе ведёт в посёлок Восточный - это один из московских микрорайонов, расположенных за МКАД. В 1937 году здесь была введена в эксплуатацию Сталинская водопроводная станция, строители которой жили в бараках, но уже через пару лет сотрудники станции заселились в новые дома Сталинского посёлка. Квартиры были как личные, так и коммунальные, но очень большие, с комнатами по 20 квадратных метров и трёхметровыми потолками.
Западная улица, 4 - административный корпус Сталинской водопроводной станции (1938)
Машинное здание первого подъёма. 1950-1952 гг.:
https://pastvu.com/p/1153562 Машинное здание. 1960-1980 гг.:
https://pastvu.com/p/107220 Сталинская водопроводная станция. Прибор контроля фильтрации и очистки воды в зале фильтров. 1937 год:
https://pastvu.com/p/30977 Наземные павильоны отстойников фильтровальной станции. 1950-1952 гг.:
https://pastvu.com/p/1153774 Главная улица рабочего посёлка Сталинский. 1950-1955 гг.:
https://pastvu.com/p/30953 Через весь посёлок проходит Главная улица.
Фонтан в сквере на Главной улице
Мемориал защитникам Родины, павшим в Великой Отечественной войне
Архитектурный ансамбль 1930-1950-х годов сохранился до наших дней с минимальными потерями, но довоенные жилые дома строились с деревянными перекрытиями и по этой причине могут оказаться в программе реновации.
Главная улица, 1 - жилой дом (1937)
Главная улица, 2 - жилой дом (1937)
Здесь стоял памятник Иосифу Сталину. После развенчания культа личности Сталина и станция, и посёлок поменяли названия, а с Главной улицы исчез памятник вождю.
Памятник Сталину. 1950-1951 гг.:
https://pastvu.com/p/918165 Улица 9 Мая, 1 - жилой дом (1937)
Улица 9 Мая, 6 - жилой дом (1947)
Главная улица, 6 - жилой дом (1937)
Главная улица, 9 - жилой дом (1955)
Главная улица, 11 - жилой дом (1955)
Главная улица, 25 - панельный жилой дом (1979)
Западная улица, 1 - рабочий клуб Восточной водопроводной станции (клуб «Восток») построен в 1947 году на руинах снесённой церкви Дмитрия Солунского.
Храм святого великомученика Димитрия Солунского (1996, архитектор О.Журин) воссоздан на новом месте по сохранившимся чертежам старой церкви XIX века.
Церковь Дмитрия Солунского. 1935-1939 гг.:
https://pastvu.com/p/30975 (снесена в 1939 году)
Главная улица, 13 - школьное здание (1962)
Улица 9 Мая, 13 - детский сад
Западная улица, 3 - столовая (1938). Большинство общественных зданий Сталинского посёлка построены по проектам архитекторов Н.Гераскина и А.Самойлова.
Западная улица, 2с3 - больница (1939)
Улица 9 Мая, 2 - пожарная часть (1938)
Улица 9 Мая, 10 - магазин (1938)
Главная улица, 1с3 - трансформаторная подстанция (1936)
По московской традиции трансформаторные подстанции украшены граффити.
За Гольяново МКАД снова проходит через лес, это уже не Лосиный остров, а лесопарк Измайлово. Ещё несколько километров пути и вдали покажутся знакомые реутовские новостройки, это нулевой километр МКАД - кругосветное путешествие вокруг Москвы завершено.
Московская кольцевая автомобильная дорога - самая длинная столичная автомагистраль протяжённостью 108,9 километров - была открыта в 1962 году. Спустя три десятка лет пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана и с 1993 года начался непрекращающийся период реконструкций. Сначала появилось освещение по всей длине трассы, заасфальтировано изначальное бетонное покрытие, барьерное ограждение разделило встречные потоки, затем «клеверные» развязки уступили место многоуровневым путепроводам, а ширина МКАД увеличилась с четырёх полос до десяти. Дорожные работы по совершенствованию развязок продолжаются и, согласно информации на сайте stroi.mos, будут завершены в 2024 году.
Фотографии: Евгений Чесноков
Все фотоистории проекта «Город на память»:
https://rblogger.ru/2018/12/29/moskva-do-sih-por-zagadka/