Яуза. Завод «Кристалл»

Mar 17, 2021 20:35


16 декабря 2019 года

Фотопроект «Город на память». 529Б. Яуза. Завод «Кристалл» и окрестности

Землю на берегу Яузы присмотрели московские купцы-единоверцы, богослужения поначалу совершались в деревянном доме, а в 1807 году началось возведение каменного храма. Троицкий храм (1819) был неотапливаемым, летним, а Введенский (1825) - зимним. Троицкая церковь была главным единоверческим храмом в Москве, на службах присутствовали именитые представители купечества и чиновники, а в столовой богадельни проходили съезды и собрания единоверческой общины. Интерьеры поражали своим благолепием, художественной живописью в греческом стиле и богатством древних икон.





Самокатная улица, 3 - храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста.



В 1931 году оба храма были закрыты, наиболее ценные иконы переданы в Третьяковскую галерею, в ходе реконструкции Троицкий храм оказался разделён перекрытиями на три этажа под размещение коммунальных квартир, а Введенский приспособлен под производственное помещение. С 1966 года здания были переданы на баланс Всесоюзному НИИ оптико-физических измерений и в это время начались первые реставрационные работы. Богослужения возобновились в 1992 году после передачи храмов Русской Православной Церкви.



В 1896 году в Российской империи указом министра финансов Сергея Витте была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков, а спустя пять лет в рамках реализации этого указа в Москве на Самокатной улице открылся «Московский казенный винный склад № 1». Открытие и освящение предприятия состоялось 24 июня 1901 года.

Первоначально здесь планировалось ежегодно выпускать 600 тысяч вёдер «простой», «улучшенной» и «боярской» водки, однако уже через неделю после открытия завода спрос значительно превысил предложение и встал вопрос о расширении производства. К началу Первой Мировой войны в ассортименте значилось пять наименований - водки «Московская особенная» (по рецептуре Дмитрия Менделеева), «Хлебное вино», «Столовое вино», «Горилка» и наливка «Запеканка».



Почти все основные корпуса возведены по проектам Н.Фалеева и В.Величкина в лучших традициях промышленной архитектуры начала ХХ века и составляют уникальный индустриальный ансамбль. В частности, главный корпус построен в 1899-1900 годах по проекту архитектора Николая Фалеева. В советский период завод прирастал, в основном, складскими ангарами, которые не представляют исторической ценности.



В разработке новых технологий для улучшения качества водки приняли участие видные русские учёные-химики Л.Шишков, М.Кучеров, академик Н.Зелинский. Химик Дмитрий Менделеев предложил разбавлять спирт водой до 40° его содержания в водке, именно такая концентрация позволяет максимально очищать продукт от вредных примесей. Впрочем, по другим источникам, участие создателя периодической системы химических элементов в этих исследованиях - не более чем миф.

Прибытие санитарного поезда с ранеными на «Московский казенный винный склад № 1». 1914-1915 гг.: https://pastvu.com/p/976285

На период военного времени и последующих революционных событий в России был введён «сухой закон» и «Московский казенный винный склад № 1» выпускал спирт только для нужд армии, а часть его цехов занимал распределительный госпиталь для раненых воинов. По завершении Гражданской войны жизнь входила в мирное русло, возобновилась торговля спиртными напитками, завод начал наращивать производство и расширил ассортимент крепкими и десертными ликёрами.

Во время Великой Отечественной войны, помимо производства спирта, рабочие разливали в винно-водочные бутылки горючий «коктейль Молотова», который на фронте использовался для поражения вражеских танков. Пилоты люфтваффе наносили удары с воздуха, сожгли главный корпус, но Московский ликёро-водочный завод продолжал давать необходимую армии продукцию.



В 1953 году на заводе была создана водка «Столичная» винокура В.Свириды, которая по своим качествам опередила знаменитую марку Smirnoff и получила международное признание. В 1987 году Московский ликёро-водочный завод был переименован в Завод «Кристалл».

После вывода производства в подмосковный филиал «Корыстово» на заводской территории начал складываться культурный кластер для проживания и творчества - арт-пространство «Город Кристалл». Здесь будут и лофт-апартаменты, и социальные объекты, и новый жилой квартал. Его украшение - театральный зал с сохранившимися интерьерами советской эпохи.

Со временем в бывших производственных цехах откроются мастерские для работы по дереву, металлу и камню, будет разработана прикладная программа по созданию малых архитектурных форм, предметов интерьера, городской мебели и предметов современного искусства. На территории начнут работать классы и лекторий, в которых будут проходить круглые столы, конференции и образовательные программы по урбанистике, архитектуре, территориальному развитию, дизайну и строительству. В будущем квартале предусмотрены салоны красоты, прачечная, медицинский пункт, туристическое бюро, продовольственные и хозяйственные магазины, детский сад.













Железнодорожная ветка, ведшая к Московской окружной железной дороге, на территории завода разделяет историческую застройку от складской зоны, которую предполагается застроить жилыми зданиями.



Индустриальные интерьеры оказались как нельзя кстати для проведения квестов. Действие зловещей ролевой игры «МСК 2048» разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, которая превратила планету в радиоактивную пустыню. Небольшие группы уцелевших людей вынуждены скрываться в подземных убежищах и бороться за жизненно важные ресурсы.









Недавний режимный объект, на котором даже был собственный питомник сторожевых собак, в наши дни доступен для экскурсий и прогулок.





После вывоза оборудования на «Кристалле» проходят выставки и фестивали, открылись небольшие магазины и коворкинг, а один из больших ангаров в марте 2019 года занял автомобильный музей Дмитрия Октябрьского «Моторы Октября».



Автомузей «Моторы Октября» переехал на «Кристалл» с Рогожского Вала - там сейчас размещается экспозиция «Московский транспорт» с автобусами и грузовиками. А Дмитрий Октябрьский представляет уникальные образцы мирового автопрома, показывает посетителям эволюцию легковых автомобилей с 1900-х по 1970-е годы. Это современный музей с интерактивами, световыми и звуковыми эффектами. Добраться до «Кристалла» удобно от ближайших станций метро - «Площадь Ильича» и «Римская». Перед входом есть бесплатная парковка, так что можно приезжать на своих машинах, а также на велосипедах, мотоциклах или ретроавтомобилях.



Среди самых старых экспонатов можно отметить спортивный Бенц 1912 года, который развивал скорость до 62 километров в час. Каждая деталь этой машины - как произведение искусства. Есть и интересные конструктивные особенности, например, рычаги управления передач вынесены за пределы кабины.



Его сосед Студебеккер - ровесник Бенца. Капот украшает маскот - в те времена при помощи этой ручки открывали решётку радиатора, но позднее маскоты во всём мире стали узнаваемыми символами и талисманами брендов. Автомобили заводились при помощи ручки, причём далеко не с первого оборота. Спицы колёс тогда ещё были деревянными, а сиденья набиты конским волосом.













Здесь прошло открытие сезона-2019 Ралли Клуба Классических Автомобилей. Правила ретроралли остаются практически неизменными из года в год - экипаж получает дорожную карту, согласно которой автомобили двигаются от чек-пойнта к чек-пойнту, соблюдая современные правила дорожного движения. Кстати, знаете, какое ограничение скорости действовало в столице сто лет назад? 27 километров в час.













Продолжение следует...

Яуза, завод Кристалл

Previous post Next post
Up