Название Крестовского моста (путепровода) напоминает о XVIII веке, когда пересечение Камер-Коллежского вала и дороги на Ярославль охранялось таможней с заставой, а рядом были установлены часовня и крест. Современный мост через пути Октябрьской железной дороги и Алексеевской соединительной линии, украшенный четырьмя массивными гранитными фонтанами, построен в 1937 году.
Это памятный камень на месте Крестовской заставы
Сюжет про Крестовский мост - продолжение прогулки по проспекту Мира от метро ВДНХ к центру города (Сталинки на проспекте Мира. ВДНХ-Рижская:
http://www.yamoskva.com/node/10790).
По чётной стороне по адресу проспект Мира, 102 располагается комплекс из нескольких десятков корпусов бизнес-центра «Парк Мира». Это территория Московского дроболитейного и патронного завода, основанного фабрикантом Инаровым в 1901 году. Спустя два года на заводе был построен первый производственный цех - деревянная дроболитейная башня с подсобными помещениями. Вскоре предприятие перешло к новым владельцам и получило название Дроболитейный завод Акционерного общества «Феттер и Гинкель», который выпускал скобяные изделия, металлическую и эмалированную посуду, рыболовные и охотничьи принадлежности, инструмент, канцелярские принадлежности, столовые приборы, шорные товары, а приоритетным (судя по названию) оставалось производство охотничьей дроби, гильз, картечи, войлочных и картонных пыжей, револьверных патронов и ручных осветительных ракет.
После революции завод выполнял оборонные заказы по выпуску боеприпасов, с 1931 по 1966 год шифровался под номером 58, позднее получил название «Московский завод радиотехнической аппаратуры», а с 1977 года - НПО «Импульс». После вывода режимного объекта здесь разместятся дом с апартаментами бизнес-класса, бизнес-центр и торговая галерея.
1919-1921 гг.:
https://pastvu.com/p/686811 Композиция «Молотобойцы» скульптора Булаковского - одно из первых монументальных произведений советской эпохи. Скульптурная группа была установлена на воротах Дроболитейного завода и простояла до начала шестидесятых годов.
Дроболитейный переулок. 1972 год:
https://pastvu.com/p/95946
Дроболитейный переулок до 1922 года назывался Кладбищенским, так как он заканчивается у ворот одного из старейших московских погостов - Пятницкого кладбища, основанного после чумного бунта 1771 года. Указ Екатерины II предписывал строить при кладбищах «на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви» и такая церковь простояла на Пятницком несколько десятилетий, пока её не сменил каменный храм Троицы Живоначальной, возведённый по проекту Афанасия Григорьева и освящённый в 1835 году.
Ещё одна церковь - Симеона епископа Персидского - была построена в 1915 году (архитектор Николай Благовещенский) на средства московского купца С.Зайцева в память о похороненном здесь отце. В советское время кресты и колокола с часовни были сняты, а помещение церкви долгое время использовалось как склад кладбищенского инвентаря.
Пятницко-Кладбищенская школа. 1909 год:
https://pastvu.com/p/154134
Кладбище остаётся в стороне, отправляемся по мосту над гаражами и железнодорожными путями
Крестовский путепровод. 1881-1900 гг.:
https://pastvu.com/p/511240
Крестовский путепровод. 1986 год:
https://pastvu.com/p/25284 Автор: Ермаков С.Н. На его месте сохранён небольшой технический мост, проход по которому закрыт.
Крестовский путепровод. 1976-1980 гг.:
https://pastvu.com/p/10042
В 2007-2009 годах Крестовскому путепроводу потребовалась реконструкция с расширением проезжей части до десяти полос, при этом были ликвидированы трамвайные маршруты, десятилетиями проходившие по проспекту Мира. Строители проводили работы поэтапно на отдельных участках путепровода, несущие конструкции были разобраны и собраны заново, под мостом создана новая транспортная развязка. Оформление моста осталось прежним и даже фонтаны заработали.
Крестовские башни. 1900 год:
https://pastvu.com/p/643434 Самые заметные сооружения в окрестностях Крестовского путепровода были построены в 1892 году по проекту Максима Геппенера. Это две краснокирпичные водонапорные башни сорокаметровой высоты, соединённые между собой ажурным мостиком. Фасады были фрагментарно облицованы тарусским мрамором, а мостик украшен образом святого Георгия Победоносца и иконой Божией Матери «Живоносный источник». Внутри каждой из башен размещался металлический резервуар на 78 тонн воды, закачанной с Алексеевской насосной станции, а дальше вода самотёком поступала в центр города по трубам водопровода. В башнях располагались также конторы, архив, мастерская по ремонту водомеров, квартиры сотрудников. Строительство лично финансировал городской голова, купец Николай Алексеев.
В 1937 году вступила в эксплуатацию Восточная водопроводная станция, необходимость в Крестовских башнях отпала и вскоре их разобрали в связи с реконструкцией Ярославского шоссе. Очень жаль, что эти индустриальные постройки остались лишь на старых фотографиях, но, увы, участь башен была предрешена с самого начала: планировщики не могли предвидеть бурное развитие авомобильного транспорта, а башни оказались как раз на пути прогресса.
Крестовский мост после сноса башен. 1940 год:
https://pastvu.com/p/7483 Объектив украл расстояние, здание типографии Гознак находится гораздо дальше, чем видится на снимке. Прямо по центру вдали - павильоны недавно открывшейся ВСХВ.
Виндавский вокзал и Крестовские башни. 1908-1909 гг.:
https://pastvu.com/p/76863 Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы несколько раз менял названия - Виндавский (Виндава - дореволюционное название латышского города Вентспилс), Балтийский, Ржевский, а с 1946 года известен как Рижский. Здание вокзала построено в 1897-1901 годах по проекту Станислава Бржозовского, курировали строительство архитекторы Юлий Дидерихс и Фома Дворжецкий-Богданович. Фасад выполнен в псевдорусском стиле с торжественной центральной частью, где находится главный вход. Вокзал был оборудован по последнему слову техники, имел свою электростанцию для освещения залов и перронов (для сравнения, Брянский вокзал в те годы освещался лампадами).
Виндавский вокзал. 1901-1910 гг.:
https://pastvu.com/p/44110
Бюст архитектора Станислава Бржозовского
За последние десятилетия пассажиропоток снизился и вокзал предлагалось закрыть с переводом пригородных поездов на другие вокзалы. Эта идея не была осуществлена, по данным РЖД, ежедневно услугами вокзала пользуются около 10 000 пассажиров поездов пригородного сообщения и дальнего следования. Два перронных пути обслуживают поезда дальнего следования на Ригу, Великие Луки, Псков, ещё два пути - пригородные поезда Рижского направления МЖД до станций Нахабино, Дедовск, Новоиерусалимская, Румянцево, Волоколамск и Шаховская.
А на четырёх неиспользуемых путях развёрнута экспозиция Музея истории железнодорожного транспорта, состоящая из нескольких десятков отреставрированных паровозов, тепловозов, электровозов, электропоездов и служебной техники. Самый старый музейный экспонат - паровоз ОВ-841 - был построен в 1903 году. Подробнее о музее:
http://www.yamoskva.com/node/10861
Прибытие поезда исторического фестиваля «Времена и Эпохи-2017»
Нефтекачка депо
От моста к Знаменской церкви ведёт Водопроводный переулок, название которого появилось в XIX веке в связи с прокладкой Мытищинского водопровода. В кирпичном здании 1956 года сейчас осуществляется оптово-розничная продажа цветов.
Станция метро «Рижская». 1967-1969 гг.:
https://pastvu.com/p/249483 Напротив вокзала в 1958 году открылась станция метро «Рижская», вестибюль которой оформлен в виде ротонды (архитекторы С.Кравец, Г.Голубев и Ю.Колесникова).
Вариант оформления станционного зала (эскиз 1957 года)
Интерьеры станционного зала, который находится на глубине 46 метров, выполнили латвийские архитекторы А.Рейнфельдс и В.Апситис. «Рижская» выделяется вызывающе яркой облицовкой пилонов плиткой лимонно-жёлтого цвета. Сочетание жёлтого и коричневого цветов символизирует янтарь. Латышский национальный орнамент присутствует на стенах, лавочках, вентиляционных решётках, а на пилонах можно разглядеть очертания достопримечательностей столицы Латвии.
Рисунки выполнены по сырой глине и из окна поезда почти не заметны. Но если прогуляться по залу, то можно совершить мини-экскурсию по Риге пятидесятых годов. Здесь представлены старый город, порт, Университет, Академия наук, Академический театр оперы и балета, Филармония, Музей искусств, Академия художеств, Дом Совета Министров, здание ЦК Компартии Латвии, Центральный колхозный рынок, завод ВЭФ, взморье. Изображения продублированы на пилонах на противоположной стороне.
Строительная площадка станции метро «Ржевская» ТПК. Станцию «Рижская» планируется закрыть на реконструкцию с установкой четырёх эскалаторов вместо нынешних трёх. Параллельно ведутся работы по строительству перехода с «Рижской» на новую станцию «Ржевская».
4 октября 1957 года советские учёные сделали первый шаг в освоении космического пространства, совершив успешный запуск искусственного спутника Земли. Отмечая первую годовщину запуска, в сквере у входа в метро на гранитном постаменте был установлен бронзовый памятник «Спутник» (скульптор С.Ковнер, архитектор В.Карцев).
Рижский рынок. 1989 год:
https://pastvu.com/p/81433 Рядом с метро находился Крестовский колхозный сельскохозяйственный рынок, для которого к 1982 году построили большой павильон. В разгар перестройки Рижский рынок превратился в колыбель кооперативной торговли с антисанитарными уличными шашлыками, варёными джинсами, футболками с принтами, аудиокассетами с записью, иностранной жевачкой, турецким трикотажем и всем, чем ни попадя.
Говорят, что ассортимент товаров был широчайший - от пучка петрушки до автомата Калашникова. А где навар - там и бандиты, которых стали называть новым словом «рэкетиры». Не случайно в сценарий криминального сериала «Бригада» про лихие девяностые вошли сцены, происходящие на рынке: «На Рижском щас такие дела творятся, ты что. Пацаны со всего города съезжают, лохов бомбят, ведут разбор». С 1990 года торговлю с рук вяло пытались запретить и спустя несколько лет вместо уличных рядов появилось капитальное здание универмага «Крестовский».
Сейчас в павильоне Рижского торгуют цветами, мясом, овощами, а на стене сохранились эмблемы латвийских городов.
Рижский путепровод длиной в километр сдан в эксплуатацию в 1975 году, он ведёт в Красносельский район. На фотографиях того времени машин совсем немного, вероятно, трасса строилась на перспективу продления восточного участка до Сущёвского Вала, что и произошло в 1999 году. На эстакаде предусмотрена пешеходная дорожка и можно с высоты полюбоваться архитектурой Знаменской церкви.
Церковь Знамения Богородицы, что в Переяславской ямской слободе. 1882 год:
https://pastvu.com/p/20063 В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. После пожара церковь заново отсроили в 1713 году, при этом главный престол был освящён уже в честь образа Божией Матери «Знамение». По прошению ямщиков Переяславской слободы к 1766 году был возведён каменный храм, реконструированный в конце XIX века. После революции храм не закрывался, в него были переданы иконы из окрестных церквей. Среди святынь храма - иконы XVIII века «Знамение», Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, деревянный крест-распятие из разрушенного Страстного монастыря.
Здесь, в Крестовоздвиженском храме хранится тот самый дубовый крест, установленный у заставы в 1652 году в память о встрече на этом месте мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Отсюда и название заставы, моста, переулков, водонапорных башен, сельскохозяйственного рынка.
Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:
http://www.yamoskva.com/node/13886