Сокольническая пожарная каланча

Nov 11, 2017 12:28

В старину было принято объединять в одном здании правоохранителей и огнеборцев. В Сокольниках Полицейский дом с пожарной командой был построен к 1884 году по проекту архитектора Максима Геппенера, автора многих московских индустриальных зданий, учебных заведений и доходных домов.




Многие из его построек сохранились до наших дней и имеют статус объектов культурного наследия - Комиссаровское техническое училище, Главная насосная станция в Саринском проезде, Дом городских училищ имени Императора Александра II, главный дом городской усадьбы К.Мейера и другие. В 1890-е годы Геппенер выполнял крупные городские заказы по проектированию сооружений московской трамвайной сети и Мытищинского водопровода.

Решение о строительстве здания городская дума приняла ещё в 1863 году, а вот деньги собирали всем миром и этот процесс растянулся почти на два десятка лет. Чтобы грамотно распорядиться собранной суммой в 20 000 рублей, был объявлен архитектурный конкурс, который и выиграл Максим Геппенер. В то время каланча была одним из самых высоких зданий в Москве - пожарные на галерее сразу замечали дым и на место происшествия отправлялась дежурная команда. В отсутствие телефонной связи дозорные информировали коллег о возгорании, звоня в колокол и поднимая на шпиль каланчи шары, кресты, флаги. Эти условные знаки показывали ранг и район пожара.



Сокольнический полицейский дом. 1890 год: https://pastvu.com/p/527184




«На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому «высокопоставленному» лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, - только гляди, не зевай! И ходит он кругом и «озирает окрестности»,- так описывал дозорную службу литератор Владимир Гиляровский.

Конная упряжка была гордостью каждой пожарной части. По свидетельству Гиляровского, лошади были красивы и сильны, их отбирали на воронежском и тамбовском конных заводах, причём каждая часть была укомплектована одинаковой мастью: на Пятницкой - вороные, на Мясницкой - рыжие, на Таганской - чалые, на Якиманке - серые в яблоках... А впереди обоза скакал трубач, разгоняя горожан с проезжей части улицы.



Пожарный обоз. 1901-1902 гг.: https://pastvu.com/p/24426

В коридоре пожарной части № 12 представлена галерея ретрофотографий и по ним можно проследить историю пожарного дела: вот двуручный насос на телеге, вот колокол и пожарные сигналы, вот звено газодымозащитников с катушками связи для переговоров друг с другом и со старшим, вот устройство, льющее струйками воду вокруг пожарного, вот применение первых порошковых огнетушителей, вот пожарные работают на строительстве укреплений в годы Великой Отечественной войны, а вот автомобили различного назначения.










По дореволюционной традиции пожарные занимали общее здание с полицейским участком и однажды здесь побывал Владимир Ленин, обратившийся за помощью, когда грабители в Сокольниках отобрали у него автомобиль.

К 1930-м годам пожарные депо были оснащены телефонной связью и каланча превратилась в атавизм. Лошадей заменили краснобокие автомобили, распугивающие прохожих сиреной. Владимир Гиляровский: «Теперь пожарное дело в Москве доведено до совершенства, люди воспитанны, выдержанны, снабжены всем необходимым. Дисциплина образцовая - и та же былая удаль и смелость, но сознательная, вооруженная технической подготовкой, гимнастикой, наукой… Быстрота выездов на пожар теперь измеряется секундами. В чистой казарме, во втором этаже, дежурная часть - одетая и вполне готовая. В полу казармы широкое отверстие, откуда видны толстые, гладко отполированные столбы. Тревожный звонок - и все бросаются к столбам, охватывают их в обнимку, ныряют по ним в нижний сарай, и в несколько секунд - каждый на своем определённом месте автомобиля: каску на голову, прозодежду надевают на полном ходу летящего по улице автомобиля».



Пожарная каланча в Сокольниках. 1986-1987 гг.: https://pastvu.com/p/276254 Автор: Кочуренков М.Ю.

В конце 1990-х годов здание пожарной части в Сокольниках было отреставрировано и перекрашено в бежевый цвет вместо тёмно-красного с белыми вставками. Каланчу вновь украсили утраченные в советские годы декоративные элементы - четыре старинные пожарные каски. Сейчас в здании по адресу улица Русаковская, 26 размещаются пожарно-спасательная часть № 12 и Управление по ВАО Главного управления МЧС России по г.Москве.




































Вид с каланчи. 1960 год: https://pastvu.com/p/38089






Русаковская улица. 1998 год: https://pastvu.com/p/348722






Об истории части и специфике пожарной службы рассказывает Евгений Голубев, начальник караула 12 ПСЧ, капитан внутренней службы:

«Деревянная Москва в старину часто горела, несколько раз выгорала полностью и жители района Сокольники решили собрать деньги, чтобы построить каланчу. В те времена пожарные жили прямо в депо, вместе с семьями, детьми. Несмотря на серьёзность и опасность профессии, в пожарную охрану тогда почему-то набирали людей, не годных к строевой службе.

На самом верху, на галерее каланчи находился пост вперёдсмотрящего, который завидев где-то дым, звонил в колокол. В дневное время на каланче вывешивались шары, ночью зажигали огонь. Средства индивидуальной защиты органов дыхания изобрели лишь в ХХ веке, а прежде пожар тушили всегда снаружи, не входя в горящее здание. В одной из телевизионных викторин был задан вопрос: для чего пожарному нужны были усы? Правильный ответ: усы смачивались и их можно было засунуть в нос и недолгое время находиться в задымлённом помещении. Причём люди чаще гибли не от дыма или огня, а от собственных лошадей: колокол зазвонит, лошадь резко встаёт на дыбы и - копытом в лоб.

Интересно, что в разных пожарных частях использовались лошади разных пород, к примеру, в Сокольниках «служили» лошади серой в яблоках масти. Конный экипаж выезжал из ворот свободно, современные машины буквально протискиваются в ворота, но изменить конструкцию нет возможности, так как здание является памятником архитектуры. Сейчас в пожарной части два отделения - две машины автоцистерны, а автолестницы нет: в старом тесном гараже она не поместилась бы по габаритам.



Чтобы как можно быстрее по сигналу тревоги оказаться на первом этаже, пожарные используют два спусковых столба. Машина должна выехать в течение минуты после того, как прозвучит тревога. Обычно в частях предусмотрено столько спусковых столбов - сколько отделений. Внизу под столбом подстелен амортизирующий материал, покрышки, резина, чтобы мягче приземляться. Кто придумал это нехитрое приспособление - история умалчивает, в разных странах конструкция может отличаться. Например, по стандарту США столб тоньше, а в России - толще. Сбежать вниз по лестнице запрещено, потому что второпях можно поскользнуться. Пока диспетчер выписывает путёвку, отделение быстро одевается, забирает путёвку и через секунды оказывается за воротами. На улице бойцы занимают места в автомобиле.










В соседней части на Соколиной горе есть три машины - автолестница, насос и цистерна. Автолестница приезжает на пожар, если возникнет необходимость. Они бывают 30-метровыми, 50-метровыми, есть 90-метровые коленчатые подъёмники, но если горит пятиэтажка, то нет смысла вызывать большую лестницу, в Москве машине с большими габаритами очень трудно встать из-за тесных дворов и припаркованного в них личного автотранспорта. По некоторым мостам запрещён проезд автомобилей большого тоннажа. Кстати, установка шлагбаумов во дворах должна согласовываться с инспекцией, но это делается не всегда. Ещё надо найти хозяина шлагбаума, добежать до него, чтобы открыл... Но если есть явные признаки возгорания, пожарные имеют право обеспечить проезд техники и вскрывать запертые двери. Такие действия огнеборцев регламентируются Федеральным законом № 69 «О пожарной безопасности». В подобных ситуациях составляется акт, который подписывает полицейский. Сейчас службы разделены и если кто-то забыл ключи в квартире и захлопнул дверь - то выезжают спасатели, а не пожарные. У них есть специальные механизмы, чтобы открыть дверь. Если кота снять с дерева - то это тоже к спасателям.

Насосный автомобиль оснащён мощным насосом для подачи воды из гидранта. На фасадах зданий или фонарных столбах можно увидеть буквы ПГ и стрелки - они указывают, где находится ближайший гидрант. Свой район изучен достаточно хорошо, а для ориентации на чужой территории есть справочник со схемами и характеристиками гидрантов, которые бывают тупиковыми или кольцевыми. К кольцевым можно подключить до пяти машин. Сокольнические пожарные иногда берут воду в Оленьем и Путяевских прудах.

Масштаб пожара обозначается цифрами один, один-бис, второй, третий... Приставка «бис» означает что-то вроде «плюса», то есть больше первого, но ещё не второй номер. Чаще всего пожар в квартире обозначают первым номером, а в школе, детском саду или административном здании - один-бис. Это значит, что диспетчер вызовет на место происшествия больше машин. Ранг пожара может вырасти после прибытия первого экипажа, разведки и оценки ситуации старшим. Первый вопрос очевидцам: могут ли находиться в квартире люди? Если горит квартира на первом этаже двенадцатиэтажного дома - на предмет задымления надо проверить все двенадцать этажей.




Диспетчер на пункте связи несёт дежурство круглосуточно, как и весь караул, работает сутки через трое. Сообщение о чрезвычайной ситуации сначала поступает в дежурную службу, а оттуда рассылается по частям. Комната оснащена телефонами, радиостанцией, компьютерами, в них забивается вся информация, поступающая с места происшествия. Начальник караула передаёт информацию по радиосвязи и диспетчер записывает всё на бумагу и в электронной форме. Перед диспетчером развешаны карты всей Москвы, района выезда, округа. Части расположены так, чтобы в любой конец своего района машина могла доехать не более, чем за десять минут. Если промедлить - начнут лопаться оконные стёкла и огонь быстро распространится на другие помещения. Помимо «своего» района пожарных могут направить и в соседние - для тушения крупного пожара. По каждому объекту района на пункте связи имеются карточки с поэтажными планами зданий - школ, больниц, производственных помещений. Нужную карточку командир отделения берёт с собой, ну а на месте получает дополнительную информацию от охраны объекта.




Для хранения и сушки рукавов - гибких трубопроводов для подачи воды - предусмотрено отдельное помещение. В Сокольниках для сушки используют старую каланчу, 20-метровые рукава складывают вдвое, поднимают наверх и вывешивают, чтобы вода вытекла. Последние каланчи построили в конце 1920-х годов, но и в современных зданиях проектируются вертикальные башенки для сушки.







На посту газодымозащитной службы хранятся средства защиты и баллоны с запасом воздуха на 40-45 минут. Пожарные выбирают себе маски дыхательного аппарата под свой размер, а для эвакуации пострадавших берут с собой универсальные, безразмерные. На пожар выезжает машина оснащённая компрессором, который заправит опустевшие баллоны. Они лёгкие, изготовлены из композитных материалов. Существуют специальные аппараты для работы под землёй, например, в тоннелях и на станциях метрополитена. При возгораниях в коллекторах или тоннелях метро работает отделение до пяти человек - большой группой проще разбирать завалы и эвакуировать пострадавших.







При тушении автомобиля используется бронещит - артиллерийский лафет, в прорезь которого вместо пушки установлен брандспойт. Чтобы уменьшить риск при возможном взрыве, бронещит применяют и при тушении гаражей, где могут оказаться взрывоопасные газовые баллоны, канистры. В арсенале пожарных есть и самые современные технические средства - тепловизоры, роботизированные комплексы.




В части предусмотрены комната отдыха с кроватями и комната психологической разгрузки с диванами перед телевизором и аквариумом с рыбками. Прежде в части жили и коты, и собаки. Однажды кота подарил батюшка из церкви. До недавнего времени бойцам даже не разрешалось снимать ботинки, теперь - можно. Для активного отдыха есть беговая дорожка и теннисный стол. В свободные от дежурств дни пожарные предпочитают игровые виды спорта, футбол и волейбол, зимой - лыжные гонки».




Читайте городские новости в моём блоге: http://www.yamoskva.com/blog/67

пожарная охрана, МЧС России

Previous post Next post
Up