Для кадет открылись двери музеев

Oct 18, 2017 23:39

17 октября началась ежегодная образовательная акция «День в музее для российских кадет». Подростки и так имеют возможность свободно посещать музеи, но теперь в один из дней не только вход, но и экскурсионное обслуживание будет бесплатным для учащихся военных заведений. В прошлом году такие экскурсии прошли в 557 музеях по всей России. Собеседником корреспондента «Русского блоггера» стала Надежда Усманова, руководитель Департамента информационной политики РВИО.







Надежда Усманова: У Российского военно-исторического общества есть несколько собственных музейных проектов, два из них располагаются в Москве: это Стрелецкие палаты «Музей московских стрельцов» в Лаврушинском и «Музей военной формы одежды» в Петроверигском переулке. Вместе они составляют «Музей военной истории РВИО». Их миссия - повышать интерес к военной истории среди детей, подростков и взрослых, безусловно. В музеях работают постоянные экспозиции и периодически открываются новые тематические выставки. Особняк в Петроверигском переулке известен как усадьба Тургеневых-Боткиных, дом построен в XVII веке, его реставрацию осуществило Министерство культуры.




РБ: Что необычного увидят посетители «Музея военной формы одежды»?

Надежда Усманова: В экспозиции «Спасённые реликвии» находится ментик Лейб-гусарского полка, в котором служил поэт Михаил Лермонтов и, по мнению некоторых историков, этот ментик принадлежал именно ему, но есть и сомнения. Коллекция исторических мундиров и аксессуаров сложилась ещё до революции и хранилась в Интендантском музее в Санкт-Петербурге. В 2015 году благодаря руководителю Департамента культуры Министерства обороны Антону Губанкову эти предметы из запасников переданы нашему музею, они прошли реставрацию в мастерских и заняли места в витринах. Кроме подлинных экспонатов у нас есть костюмы, сшитые для киносъёмок и переданные для экспонирования концерном «Мосфильм».







РБ: Блогосфера живо обсуждает Аллею Правителей, расположенную в музейном сквере, причём у блогеров возникли претензии к автору бюстов скульптору Зурабу Церетели.

Надежда Усманова: Аллея Правителей России - это музейно-образовательный проект, представляющий галерею бюстов от Рюрика до первого и последнего президента СССР Михаила Горбачёва. Они все наши, все влияли на судьбу нашего государства, кто-то из них плох, кто-то хорош, но здесь очень важно, что мы этих оценок не даём. Каждый человек имеет право оценивать их вклад в историю России, а наша задача показать эту историю непрерывную, не пунктирную. Вокруг каждой личности могут проходить научные и общественные дискуссии, например, по поводу Ивана Грозного. Советский период тоже можно оценивать с разных позиций, исходя из политических взглядов, но мы от этого хотим дистанцироваться.

Конкретные вопросы по представленным работам лучше задать их автору, Зурабу Церетели. Наверное, на него влияли ранее созданные другими художниками образы. По некоторым он использовал какие-то канонические изображения. Изображения некоторых личностей вообще не сохранились. Блогеры пишут об ошибках, например, в подписи под бюстом Ивана Васильевича и считают, что первая буква имени выглядит как английская N. Здесь как раз показан авторский замысел творческой личности, скульптор подчёркивает противоречивость и неоднозначность русского государя, в некотором роде, буква-перевёртыш, которая интуитивно читается как И, но потом мы понимаем, что она выглядит иначе.




РБ: Один из правителей сказал, что «из всех искусств для нас важнейшим является кино». Расскажите, как РВИО участвует в современном кинематографическом процессе?

Надежда Усманова: Научные сотрудники РВИО являются консультантами Министерства культуры по военно-исторической тематике и каждый год мы получаем сотни запросов на рецензии. В некоторых кинофильмах мы непосредственно принимаем участие в творческом процессе. Из недавних мне понравился кинофильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» о женщине-снайпере Людмиле Павличенко. Скоро выйдет в широкий прокат «Собибор»: лента Константина Хабенского, основанная на реальных событиях 1943 года, расскажет о восстании и массовом побеге советских пленных из нацистского лагеря смерти Собибор на территории Польши. Фильм «Увидеть Сталина» посвящён конструктору танка Т-34 Михаилу Кошкину и его маршу из Киева в Москву на прототипе этого танка. В производстве находится фильм под рабочим названием «Зоя» о подвиге партизанки Зои Космодемьянской.




РБ: Каковы основные направления работы с подрастающим поколением?

Надежда Усманова: Для молодёжи мы каждое лето организуем военно-исторические лагеря в разных российских регионах, самый крупный из них в Бородино. В этом сезоне в нём побывало свыше 1600 подростков, которые не только отдыхали, но и слушали лекции, участвовали в реконструкциях, военных маршах. У ребят глаза горели. Этим летом группа студентов из Екатеринбурга и Смоленска ездила во Францию в составе поисковой экспедиции на поиски останков солдат Первой Мировой войны. Мы не ограничиваемся летним каникулярным периодом, но по уставу не можем принимать в РВИО ребят до 18 лет и поэтому создали для них Молодёжный клуб, который будет расти на базе региональных отделений. По инициативе Владимира Мединского созданы кадетские музыкальные корпуса. Сегодня в музей на экскурсию пришли ребята из Музыкального кадетского корпуса имени Александрова.




Об истории военного мундира юным музыкантам рассказала экскурсовод Антонина Гурьянова.

В музее представлены крайне редкие экспонаты, например, фетровая треуголка Петра III. В русских музеях сохранилось всего несколько вещей императора. У нас можно увидеть и личную вице-каску тяжёлой кавалерии, принадлежавшую Николаю I. Она выполнена из толстой кожи с металлическим налобником и навершием в форме горящей гренады (основного вооружения гренадёров, предшественницы современной гранаты).

За стихотворение «На смерть поэта» после гибели Пушкина Михаил Лермонтов был сослан на Кавказ служить в Лейб-гвардии гусарском полку, посетители музея могут увидеть ментик этого полка. С именем другого поэта и воина Дениса Давыдова связаны несколько экспонатов, это чепрак (потник на спину лошади под седло) и чушки (чехлы для пистолетов) кавалергардского полка.

Вообще гости узнают немало любопытного об истории военной формы. Оказывается, до середины XIX века сапоги шились практически на одну ногу, без разделения на левый и правый сапог. Знаменитые гусарские мундиры появились в Венгрии, на родине гусар, это национальный венгерский костюм, который получил распространение по всей Европе. А предтечей бронежилета была кираса, весящая около 20 килограмм, из толстой кожи с металлическими деталями - её носили тяжёлые кавалеристы. Военные находили практическое применение любым аксессуарам - во время марша в высокий головной убор - кивер - можно было сложить съестные припасы, фрукты или овощи, собранные по дороге. Разумеется, воинам полагался ранец для хранения вещей, но обычно он был заполнен до отказа - три килограмма сухарей, две смены одежды, парадная и повседневная, фляга с водой. Причём брюки были крайне непрактичного белого цвета и их приходилось часто стирать. А название «фуражка» возникло от головного убора фуражёров, солдат занимавшихся заготовлением припасов для лошадей.

Об этих и других подробностях можно узнать на экскурсиях в музее: http://rvio.histrf.ru/activities/projects/item-3184 Он находится по адресу: Москва, Петроверигский переулок, дом 4, строение 1. Режим работы: Вторник - суббота, воскресенье - с 11.00 до 20.00 (касса закрывается в 19.00). Понедельник - выходной.













































































фоторепортаж, музей, образование

Previous post Next post
Up