«Город на память» (избранное, посвящается Дню города). Храм Василия Блаженного (Покровский собор)

Sep 05, 2017 23:08

Фотопроект «Город на память» - это рассказ о городе в динамике, о том, как меняется облик столицы. В этих сюжетах есть и уходящая натура советской эпохи, и воплощение творческих идей современных архитекторов, и репортажная фотография. Итак, #словомоскве, вспомним самое интересное. Этот сюжет под номером 133 впервые был опубликован 14 июля 2014 года.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор, Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву) - один из символов Москвы и России. Собор был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. История его создания окружена легендами, доподлинно неизвестно, кто был автором этого красивейшего храма. Считается, что архитекторами собора были русские мастера Постник и Барма, не исключается вариант и некоего европейского архитектора. Так или иначе, но творение получилось уникальное, не знающее аналогов в мире. Это перекресток цивилизаций, где сошлись Восток и Запад.










Облик собора менялся с веками и причиной тому стали частые пожары, неизбежные для тогдашней деревянной Москвы. В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального покрытия, сгоревшего во время очередного пожара. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения - окружавшую верхние церкви открытую галерею-гульбище перекрыли сводом, а над белокаменными лестницами возвели крыльца, украшенные шатрами. Внешняя и внутренняя галерея, площадки и парапеты крылец были расписаны травным орнаментом. Эти обновления были завершены к 1683 году, а сведения о них включены в надписи на керамических изразцах, которыми украсили фасад собора. В 1817 году архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

























После Великой Октябрьской социалистической революции Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану как памятник национального и мирового значения. В 1923 году в нём открылся историко-архитектурный музей, спустя пять лет ставший филиалом Государственного исторического музея. В 1929 году в храме были запрещены богослужения и сняты колокола. С 1991 года Покровский собор находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви. После длительного перерыва в храме были возобновлены богослужения.

Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань:
Троицы
Святого Николая Чудотворца
Входа во Иерусалим
Мучеников Адриана и Наталии
Святого Иоанна Милостивого Константинопольских
Александра Свирского
Варлаама Хутынского
Григория Армянского

Все эти восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469-1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский.



Первое фотоизображение Покровского собора. Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура. 1842 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/2818



1940 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/98711



1967 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/95804







Современная колокольня Покровского собора сооружена на месте древней звонницы. Внутри открытой площадки и в арочных проемах на толстых деревянных балках подвешены колокола, отлитые выдающимися русскими мастерами XVII-XIX веков.










В 1818 году в середине Красной площади у входа в Верхние торговые ряды (нынешний ГУМ) был установлен памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, сыгравшим немаловажную роль в организации отпора польским интервентам в Смутное время. Первоначально планировалось установить памятник в Нижнем Новгороде, на родине Минина. Ещё в 1808 году скульптор Иван Мартос победил в конкурсе на лучший проект памятника, был издан императорский указ о подписке на сбор средств по всей России. Процесс создания модели и подготовительные работы заняли немало времени. Гигантский монумент был отлит в Петербурге под руководством литейного мастера Василия Екимова и попал в Москву водным путём. Также с севера доставили три камня финского гранита для пьедестала.

Открытие памятника произошло уже после победы над Наполеоном, что добавило торжественности этому событию, монумент стал символом победы и в Отечественной войне. На пьедестале закреплены два горельефа, на одном изображен сбор средств для народного ополчения, на другом - батальная сцена с участием князя Пожарского. На нынешнее место, к стенам Покровского собора, памятник передвинули в 1931 году, чтобы освободить Красную площадь для праздничных демонстраций трудящихся и военных парадов.













В ХХ веке менялась мода горожан, архитектурные стили, вместо извозчиков появились автомобили, а храм на фотоснимках разных лет оставался без изменений. А вот окрестности Покровского собора за последние сто лет изменились радикально. Нет, с Кремлём и Красной площадью ничего особенного не случилось, а вот кварталы Зарядья исчезли практически полностью. Признаюсь, так привык к изображениям вымощенной брусчаткой просторной площади от храма до набережной Москвы-реки, что и не предполагал здесь другого ландшафта. Но, оказывается, Васильевский спуск приобрёл нынешний вид в 1936-1938 годах, когда были снесены теснившиеся перед храмом жилые и торговые дома. Говорят, что ретивые безбожники предлагали заодно снести и храм, но здравый смысл городских властей взял верх над идеологией. Впрочем, документальных свидетельств о подобном посягательстве на храм не существует.



Васильевский спуск. 1901 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/6220



Васильевский спуск. 1938-1939 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/5170



Васильевский спуск. 1968 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/18012 Это уже привычная глазу картина советского времени - десятки туристических автобусов возят гостей столицы по парадной Москве, периодически высаживая пассажиров для пешей экскурсии. В 1970-1980 годы старые ЗиЛы и ЛАЗы были заменены выкрашенными в красный цвет "Икарусами".







Со времён изобретения фотографии храм Василия Блаженного миллионы раз растиражирован на открытках, в альбомах и туристических путеводителях. Он неизбежно попадает в кадры и фоторепортажей, будь то День ВДВ, старт ралли ретроавтомобилей, спортивные соревнования или празднование Нового года. Вокруг храма по Православным праздникам проводится крестный ход, а по праздникам государственным под его окнами парадным маршем грохочут танки.



Юрий Гагарин. 1962-1967 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/52328





































Нагулявшись по окрестностям, самое время заглянуть внутрь и осмотреть уникальные интерьеры собора, бережно сохраняемые музейными сотрудниками. Под древними массивными сводами можно увидеть редкие памятники русской иконописи, фрески XVI века, темперные росписи XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX столетий. Здесь не прекращаются исследовательские работы. То, что видят посетители, это плод труда нескольких поколений реставраторов. В экспозиции представлены и подлинные предметы, связанные с археологическими исследованиями в соборе.



Подклет. 1940-1950 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/107099



























Иконостас в верхнем соборе. 1899-1900 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/86892





















Иконостас и вериги. 1899-1900 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/86899




























Адрес: Красная площадь, дом 7. Телефон экскурсионного бюро 8-495-698-33-04. Музей "Покровский собор" (http://www.saintbasil.ru/, https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral) работает без выходных. Каждая первая среда месяца - санитарный день, закрывается музей и на время проведения режимных мероприятий на Красной площади.

Этот сюжет подготовлен при содействии Александра Усольцева, редактора проекта "Прогулки по Москве" http://moscowwalks.ru/, и Татьяны Сарачевой, заведующей филиала Государственного исторического музея http://www.saintbasil.ru/
Старые фотографии с сайта: https://pastvu.com/




Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Город на память, #словомоскве

Previous post Next post
Up