Благодаря заметкам писателя Владимира Гиляровского Хитровка стала одним из самых известных старых московских районов. Впрочем, маргинальные типажи, так живо описанные литератором-краеведом, давно ушли в прошлое и современная Хитровка представляет собой смешение разных эпох и стилей - от купеческих особняков до офисно-административных новостроек. В бывших соляных подвалах одного из старинных зданий год назад открылся Культурный центр «Хитровка».
«Хитровка» - это мультижанровая площадка, посвящённая Москве и современным жителям мегаполиса. В подвалах XVIII века проводятся спектакли, лекции, концерты, выставки, кинопоказы и мастер-классы. Свой первый день рождения культурный центр отметил открытием выставки «Фотоживопись» театрального фотографа Виктора Сенцова.
Театральная тематика выбрана не случайно, в брутальных краснокирпичных интерьерах Культурного центра проходят репетиции, играют спектакли. За год центр поставил четыре собственных спектакля «Прогулка в темноте», «Лёха», «На дне», «Кроткая».
В фотографиях Виктора Сенцова театр замирает и одновременно начинает жить своей особой жизнью, не предусмотренной ни режиссером, ни художником, ни актерами. Некоторые кадры - будто выхваченный кусок действительности или семейная фотография: не видно ни сцены, ни кулис, ни зрительного зала. У Виктора Сенцова вообще много «неправильных» снимков. Например, на фотографии «Вишневого сада» Эймунтаса Някрошюса одни актеры стоят, отвернувшись, другие закрыли руками лицо. Но ведь именно в этих неправильностях подлинная жизнь театра.
Новая выставка Виктора Сенцова своим названием отсылает, конечно, к изобразительному искусству, а точнее, к его истории. Первая, портретная, часть - ренессансной природы с ее сверхвниманием к человеку, его мощи и боли. Центральная - близка экспрессионизму с его бескомпромиссностью и резкостью формы, неожиданностью ракурсов и соединения планов. А заключительная оказывается постмодернистской - с обостренным ощущением экзистенции, размытостью контуров, сложносочинёнными мизансценами и невозможностью наладить контакт между людьми.
Виктор Сенцов считает театральную фотографию самым сложным жанром: «Этому научить нельзя. Надо прежде всего любить театр, знать его изнутри, много лет снимать театр и с возрастом приходит знание и понимание театра. Мало просто отснять портреты медийных людей, надо искать что-то новое, образно говоря, залезть под кожу спектакля. Кадр можно сделать за 1/10 секунды, но бывает, что и полностью просмотренного спектакля не хватает: например, «Вишнёвый сад» Някрошюса я смотрел одиннадцать раз, а снимал шесть раз. Можно бесконечно погружаться в спектакль. Выбрать любимый театр сложно, назову Мастерскую Петра Фоменко, любимый актёр - Константин Райкин, любимый режиссёр - Юрий Бутусов».
На вернисаж пришли коллеги Виктора Сенцова по цеху - Владимир Вяткин, Михаил Гутерман, Евгений Люлюкин, Роман Астахов. Михаил Гутерман отметил, что многие работы сняты на длинной выдержке, но не всегда этот приём работает, не всегда оправдан. В театральной фотографии множество нюансов, стилей, разная техника, разные приёмы, которые мастера вырабатывают годами и выставка «Фотоживопись» представляет один такой индивидуальный взгляд на театр.
Адрес: Подколокольный переулок, д. 8, стр.2
Официальный сайт:
https://www.hitrovka.com