Фотопроект «Город на память». 198. Палаты князя Пожарского

Oct 10, 2015 18:14

Палаты князя Дмитрия Пожарского, усадьба графа Федора Ростопчина, особняк графа Василия Орлова-Денисова, дом правления Московского страхового от огня общества, здание Московского управления КГБ - всё это этапы жизни одного архитектурного памятника, дома № 14 по Большой Лубянке, который последние двадцать лет пребывает в запустении и находится в аварийном состоянии. Здание укрыто строительной сеткой, фрагменты декора фасада сложены в вестибюле, на балконе растёт кустарник, а сохранившиеся до наших дней старинные интерьеры могут быть утрачены, если сюда не придут реставраторы.







9 октября «Архнадзор» при поддержке Мосгорнаследия и ООО «Карс» организовал пресс-тур в палаты князя Пожарского на Большой Лубянке. Особняк осмотрели завотделом Мосгорнаследия Михаил Голубев, представители ООО «Карс» Михаил Крунов и Андрей Жмаков, координаторы «Архнадзора» Рустам Рахматуллин и Константин Михайлов. Вердикт представительной делегации однозначен: «федеральные власти должны завершить брошенный на полпути процесс возвращения памятника в госсобственность».

Истоки сложившейся ситуации уходят в лихие девяностые. Пока здание находилось на балансе органов государственной безопасности, в нём были люди, его содержали, ремонтировали. К слову, благополучные боковые флигели сейчас занимают ФСБ России и коммерческие структуры, а вот бесхозной осталась только центральная часть. В 1990 году особняк был приватизирован Инкомбанком, но банки и ООО здесь не прижились, здание дважды перепродавалось и со временем стало разрушаться. Инспектора Москомнаследия фиксировали утраты декора и интерьеров, разрушение центрального портика. В последние годы архитектурный памятник стал предметом судебных разбирательств с участием Москомнаследия и нынешнего собственника ООО «Карс», который имеет охранное обязательство проводить полный комплекс ремонтно-реставрационных работ, но всё это время бездействовал.

По логике вещей, собственник должен уплатить немалый штраф, но несовершенство законодательной системы предполагает иное развитие событий - деприватизация объекта, выкуп у собственника и последующая реставрация за счёт госбюджета. Решение суда о выкупе принято, но не реализовано, и сейчас уже собственник готов судиться с Росимуществом, испытывая сильное желание снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу архитектурного памятника. По мнению активистов «Архнадзора», скорейшее решение вопроса и реставрация палат князя Пожарского стали бы достойным шагом в увековечивании памяти князя Пожарского, подарком москвичам ко Дню народного единства, государственного праздника, который отмечается 4 ноября.

Именно князь Дмитрий Пожарский - русский национальный герой, военный и политический деятель, глава народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов, - в начале XVII века был владельцем этих палат. Считается, что отсюда он руководил восстанием москвичей в 1611 году, на этом месте под командованием князя была отбита атака польских интервентов, засевших в Кремле и Китай-городе. Пройдя по галереям первого этажа, можно увидеть массивные стены тех самых палат.

После смерти Пожарского в 1642 году владение отошло к Голицыным, в петровское время древние стены надстроили, появился нарышкинский фасад по архитектурной моде того времени. Во второй половине XVIII века здесь размещался сначала московский Монетный двор, затем Камер-Коллегия, заведовавшая казенными сборами и доходами государства. К 1780-м годам дом переходит в частную собственность московского губернатора князя Михаила Волконского, затем к князю Прозоровскому, а в 1811 году его владельцем становится граф Фёдор Ростопчин.

В 1812 году, когда французские войска подступали к Москве, на крыльце этого дома по велению Ростопчина был совершён самосуд над купеческим сыном Верещагиным, который имел неосторожность перевести на русский крамольную статью с высказываниями Наполеона. Молодой человек был признан изменником и зарублен саблями. Этот реальный эпизод был описан в романе Льва Толстого «Война и мир». Считается, что здесь было принято решение поджечь город. Ну а Ростопчин вместе с армией покинул Москву и вернулся только после освобождения города от французов. Разорённая Москва была мрачна и безлюдна, но особняк графа уцелел во всеобщем пожаре.

В 1842 году усадьбу приобрёл герой войны, генерал от кавалерии, граф Василий Орлов-Денисов. «При входе на прекрасную чугунную лестницу поставлены две медные пушки, пожалованные императрицею Екатериной II. Хотя в первом этаже отчасти сохранилось прежнее расположение комнат, но в некоторых из них, вместо Коробовых сводов, сделаны потолки. Не распространяясь здесь о богатом и изящном убранстве, о прекрасных произведениях живописи, не можем не заметить мастерского и любопытного изображения Лейпцигской битвы, где на первом плане виден в пылу сражения граф Орлов-Денисов, решающий с лейб-казаками его жребий в виду императора Александра I, стоящего на холме. Нижний этаж, прежде составляющий подвалы с Коробовыми сводами, недавно обращен в жилые покои, где помещаются библиотека, аптека, кладовая и баня липовая, под ним находится небольшой подвал. Стиль фасада его не сходен с стилем задней части, сохранившей еще следы первоначального стиля здания, он древнее фасада, как можно судить по окнам с трехугольными сандриками и по закладенной обширной арке в средине, где, вероятно, был проезд. Такое разнообразие произведено переделкою дома князем Михаилом Никитичем Волконским около конца XVIII столетия. Сперва славный скульптор Юст, а потом Кампорези занимались украшением этих палат, где окна первого этажа не соответствуют окнам нижнего, одни с прямыми, другие с дугообразными перемычками», - так описывает здание краевед И.Снегирёв в книге «Дом графа Орлова-Денисова, прежде бывший графа Ростопчина».

В современном реестре объектов культурного наследия дом фигурирует как особняк Орлова-Денисова. Существующий ансамбль усадьбы сформировался во второй половине XIX века. По сторонам от главного дома были выстроены внушительные флигели одной высоты с центральным домом. Архитектура флигелей воспроизводит основные формы главного усадебного дома, создавая, таким образом, цельный ансамбль, отличающийся богатством и насыщенностью архитектурных форм. Центральный дом достраивался и перестраивался, как минимум три раза - в середине и в конце XVIII и во второй половине XIX веков, тем не менее основной прямоугольный двухэтажный объем здания сохранился в первоначальном виде.

С 1884 года в доме размещалось правление Московского страхового от огня общества, а после его упразднения в первые годы Советской власти - Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ), предшественник НКВД, МГБ и КГБ СССР. Уже лет двадцать залы и кабинеты пустуют. О последних владельцах дома напоминают могучие неподъёмные сейфы, немного мебели да обитые дерматином старые двери. Какое будущее уготовано старинной московской усадьбе - покажет время.
«Архнадзор» о палатах Пожарского:
Наказание компенсацией: http://www.archnadzor.ru/2009/10/03/narushitelyu-zakona-grozit-kompensatsi/
Посмотрите на палаты Пожарского: http://www.archnadzor.ru/2015/10/09/posmotrite-na-palatyi-pozharskogo/



1890-1900 гг.: https://pastvu.com/p/39673



1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/8046










































Центральный зал. 1980-1989 гг.: https://pastvu.com/p/377337










































































































Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

городская прогулка, архитектура, Архнадзор, Город на память

Previous post Next post
Up