Фотопроект «Город на память». 160. Царицыно от Баженова до Лужкова

Jan 24, 2015 22:37

Царицынский дворцово-парковый ансамбль, занимающий площадь свыше 100 гектаров, хотя и считается важнейшим памятником так называемой "русской готики", но в оригинале завершён не был. Над созданием загородной резиденции для Екатерины Великой в течение двадцати лет работали выдающиеся архитекторы XVIII века - сначала Василий Баженов, затем Матвей Казаков, но не сложился у мастеров "каменный цветок". Что-то пошло не так, то императрица капризничала, то финансы пели романсы. Двухсотлетние руины ждали своего часа и вот столичный мэр Юрий Лужков всего за пару лет завершил имперский долгострой и в 2007 году открыл возрождённый парк для горожан.




Эта местность известна с конца XVI века как село Богородское, принадлежавшее сестре Бориса Годунова Ирине. Никаких документальных свидетельств о постройках того времени не сохранилось, однако в 1982 году при проведении археологических работ были обнаружены части ведущей к Верхнему Царицынскому пруду пандусной лестницы, которая с большой долей вероятности относится к остаткам усадьбы или охотничьего двора Годуновых. В период Смутного времени постройки были уничтожены, местность пришла в запустение, однако сохранился каскад прудов, обустроенный при Годуновых.

С 1633 по 1712 год пустошь Чёрная Грязь (бывшее село Богородское) несколько раз поменяла именитых хозяев (бояре Стрешневы, Алексей Голицын), пока Пётр I не пожаловал эти земли князю Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в противостоянии с Турцией. Новый владелец построил на холме дворец в восточном стиле и из просторных галерей любовался панорамой фруктовых садов, "геометрического сада" и парковыми рощами вокруг прудов. В 1722 году в поместье на месте старой деревянной церкви сооружён каменный однокупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

В 1775 году императрица Екатерина II решила устроить здесь свою подмосковную резиденцию и немедленно выкупила поместье у Кантемиров: "Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье." В июне для неё был построен небольшой дворец на шесть комнат и остаток лета императрица провела в Царицыне как в государственных заботах, так и в нескучных променадах.

В том же 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции (в письмах того времени Екатерина называла зодчего «мой Баженов», что указывает на её особое к нему расположение). Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный - оба пожелания соответствовали установившейся тогда моде. Архитектурные фантазии Баженова оформились в проектный чертёж «Вид Царицына села». Баженов избрал в качестве основных строительных материалов для царицынских построек красный кирпич и белый камень без отделки фасадов штукатуркой. Он отказался от монументальности, зато использовал естественную красоту природы, поделив усадьбу на дворцовую, садовую и парковую зоны.

Екатерине II понравился представленный проект, и в мае 1776 года началось строительство. Довольно быстро был возведён Фигурный мост, заложены Малый и Средний дворцы, Третий кавалерский корпус, но, как ни странно, на столь важном строительном объекте возникли проблемы с финансированием. Доходило до того, что Баженов брал кредиты на своё имя, продал дом в Москве и строил Царицыно на свои деньги. Зодчий бил челом властям: "Бедные плотники, кузнецы, печники, столяры, и всякие другие мастеровые все терпят. Но и я принуждён занять на себя ещё пять тысяч рублей и те все истратил на крайние надобности по строению. Со всем тем ещё приступают, просят и мучить будут поставщики, да и всё не отступают и не дают нигде мне прохода. Моего терпения более нету: я принуждён буду бежать из Москвы..."

Екатерина Великая поначалу очарованная царицынскими пейзажами, к проекту изрядно охладела и лишь в июне 1785 года посетила Москву и осмотрела готовые постройки. Вердикт государыни после беглого осмотра Главного дворца шокировал архитектора: деньги на строительство затрачены понапрасну, лестницы узки, потолки тяжелы, залы, комнаты и будуары тесны. Екатерина потребовала всё поменять и представить новый проект, что довольно странно: ведь она сама утверждала баженовский вариант. По конспирологической теории, гнев государыни был вызван принадлежностью Василия Баженова к масонской ложе, что нашло отражение в царицынском декоре, даже саму планировку некоторые исследователи посчитали масонским шифром, хотя и не смогли его разгадать.




Вверху - проект Баженова, внизу - проект Казакова, завершённый в наши дни




Так или иначе, но дворец, в который вложено столько сил и средств, со временем был разобран, но Екатерина не бросила свою царицынскую затею: "Стройка - дело дьявольское: она пожирает деньги, и чем больше строишь, тем больше хочется строить." Место опального Баженова, уволенного на год "для поправления здоровья", занял его ученик Матвей Казаков.




Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века, но тем не менее новый дворец входил в противоречие с существующей застройкой. Классицизм уже набрал силу, стал ведущим направлением развития русской архитектуры. Впрочем заказчицу проект уже не слишком интересовал - очередная русско-турецкая война и последовавшее присоединение Крыма были обременительны для государственной казны. В 1791 году умер князь Потёмкин-Таврический, который поддерживал проект материально, а в 1796 году скончалась и сама Екатерина Великая. Ну, зато Крым стал - наш.

К этому времени строительство Большого царицынского дворца практически завершилось, здание было покрыто временной крышей, велись внутренние отделочные работы. А в сохранившихся баженовских постройках к отделке интерьеров даже не приступали. Новый император Павел I после коронации в марте 1797 года посетил Царицыно и постановил прекратить работы. Недостроенная царская резиденция довольно быстро пришла в запустение, уже в начале XIX века постройки стали разрушаться и зарастать зеленью, превращаясь в руины. Ничего не изменилось и при Александре I, и при Николае I, которые заглядывали в усадьбу, но градостроительных планов не вынашивали.

А вот живописный пейзаж по-прежнему манил москвичей на загородные гуляния. Под руководством архитектора Ивана Еготова завершилось формирование пейзажного парка: на месте нескольких деревянных баженовских были построены каменные парковые павильоны и беседки («Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры»), обустроены аллеи, дорожки и мостики, на царицынских прудах созданы искусственные острова.

Начальник «Кремлёвской экспедиции строений» Пётр Валуев уделял особое внимание развитию царицынских фруктовых садов и оранжерей. Оранжереи, заложенные ещё в первые годы строительства, к 1820-м годам стали высокодоходной частью царицынского хозяйства, а экзотические фрукты и декоративные растения, выращенные в Царицыне, славились на всю Москву.

В 1856 году, в начале царствования Александра II, вышел указ о дозволении гуляющей в Царицыне публике пить чай и некоторые баженовские постройки, кажется, впервые нашли хоть какое-то применение - как чайные домики. Вскоре Царицыно перешло от императорской фамилии в собственность госказны и стало приносить доход от аренды дачных участков. Открытие в 1865 году железнодорожной станции Царицыно-Дачное мотивировало столичную публику проводить лето в живописных местах в окрестностях дворцовых руин. В качестве дачников или гостей здесь бывали литераторы Ф.М.Достоевский, Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев, А.П.Чехов, И.А.Бунин, Леонид Андреев, Андрей Белый, Н.Д.Телешов, композиторы М.А.Балакирев и П.И.Чайковский, историки И.Е.Забелин и В.О.Ключевский, естествоиспытатель К.А.Тимирязев, председатель первой Государственной Думы С.А.Муромцев.

Однако дворцовый ансамбль оставался в запустении, да и оранжерейное хозяйство к концу XIX века пришло в упадок и было снесено. И только при советской власти началось исследование и реставрация екатерининского архкаприза. Царицыно вошло в состав посёлка Ленино. В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, спустя год в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына. К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н.А.Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»), осуществлена консервация и укрепление некоторых дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка. Начало Великой Отечественной войны помешало превращению Царицыно в дом отдыха и лишь в 1970-х годах власти вновь обратили внимание на этот райский уголок (в 1960 году посёлок Ленино уже вошёл в состав Москвы).



Царицыно до реконструкции. 2000 год: https://pastvu.com/p/40266

Территория дворцово-паркового ансамбля была признана природоохранной зоной и постепенно освобождалась от жилой деревянной застройки. С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов, почти все они к 2004 году были отреставрированы. А вот по вопросу реставрации Большого дворца единодушия не было: нельзя достраивать то, что не было достроено в силу исторических обстоятельств. "Полуразрушенный дворец был важной составляющей пейзажного парка, формируя вокруг себя особую эмоциональную атмосферу,"- считает историк архитектуры Григорий Ревзин.

Однако проект реконструкции был всё-таки разработан в архитектурной мастерской № 13 Моспроект-2 (авторы проекта О.Е.Галаничева, Н.Г.Мухин) под руководством мэра Москвы Ю.М.Лужкова и руководителя Моспроекта-2 М.М.Посохина. Критики проекта, среди которых видные искусствоведы, реставраторы и архитекторы, отмечали, что новое царицынское строительство велось с нарушениями законодательства в области охраны памятников культуры и с недопустимыми искажениями исторического облика Царицына. Но "Остапа понесло" и всего за пару лет столичный мэр совершил то, что не смогла дюжина императоров и генсеков - Лужков достроил дворец Матвея Казакова. "Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!" - воскликнул Юрий Лужков, глядя на творение Моспроекта. 2 сентября 2007 года архитектурная диковина открылась для посетителей.



Большой дворец. 1870-1900 гг.: https://pastvu.com/p/205467







Зайдём на территорию со стороны станции метро "Царицыно", через нынешний парадный вход. Все административные и служебные постройки стилизованы под Баженова-Казакова.






Так выглядели эти места сто лет назад, в центре снимка - остров-подкова. 1905-1915 гг.: https://pastvu.com/p/1400



После реконструкции на острове оборудовали фонтан, в холодное время года его закрывают куполом.




Фигурный мост (1776-1778 гг., архитектор Василий Баженов)

Фигурный мост, расположенный на крутом склоне холма, скрывает панораму центральной части дворцового комплекса. Такое расположение обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя, проходящего под мостом. Краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам - белокаменные георгиевские кресты. Высокий парапет в обрамлении узких стрельчатых проёмов соединяет полукруглые башенки, которые завершаются декором «ласточкин хвост» на мотив стен Московского Кремля.



1926 год: https://pastvu.com/p/154519
















Церковь Иконы Божией Матери «Живоносный источник» возведена в 1722 году, это старейшая постройка Царицыно.

Церковь иконы Животворный источник построена в 1722 году, это один из немногих сохранившихся в Москве памятников архитектуры первой трети XVIII века. Происхождение образа "Животворный источник" связывают с событиями V века и далёким Константинополем, близ Золотых ворот которого находился целебный источник. Император Лев Маркел, страдавший мучительной болезнью глаз, омывшись в водах источника, обрел ясное зрение и уверенность, что помощь оказана Божьей Матерью. Когда-то рядом с храмом в Царицыно был ключ, вода которого считалась целебной.

Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко. После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П.Н.Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.

В 1932 году на волне антиклерикальной кампании храм закрыли, церковную утварь разграбили, в 1939-м в здании была оборудована трансформаторная подстанция (позднее - типография и деревообделочный цех). На закате советской эпохи храм передан Русской православной церкви и освящён в октябре 1990 года. "Пока храм похож на производственный цех, полтора десятка лет здесь располагалась деревообрабатывающая мастерская. Следы её пребывания повсюду - трубы вытяжной вентиляции, осыпающиеся закопчённые фрески XVIII века, грубейшая перепланировка здания... Чтобы можно было начать богослужение, члены церковной общины собственными руками вытащили пять станков, каждый весом несколько сот килограммов, металлические балки, рельсы..." - писала тогда газета "Неделя", №3, 14-20 января 1991.



1883 год: https://pastvu.com/p/8063










Большой (Готический) мост. (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Большой мост через овраг (Готический мост) строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.

Здесь в полной мере представлен баженовский "театр архитектуры": утилитарное сооружение оформлено "не по статусу" богато. Стрельчатые арки центральной части моста имитируют порталы готических соборов. Некоторые декоративные детали моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость. Мост эксплуатировался по прямому назначению до 1975 года.



1900-1950 гг.: https://pastvu.com/p/167955






















Три постройки царицынского ансамбля называются Кавалерскими корпусами, однако названия эти появились в XIX веке, когда первоначальное назначение этих зданий уже никто не помнил. Подразумевается, что здания предназначались для кавалеров и дам свиты Екатерины Великой, хотя, возможно, для дворцовой прислуги. У наших современников баженовские кирпичики почему-то ассоциируются с конюшней, - в интернете Кавалерские корпуса то и дело называют Кавалерийскими. Сейчас в них располагаются административные и культурно-образовательные службы музея-заповедника «Царицыно».



Первый Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1983 год: https://pastvu.com/p/99547
Сдавался под дачи, с первых лет советской власти в сильно перестроенном корпусе разместился Ленинский райисполком, а, впоследствии, и музыкальное училище.






Второй Кавалерский корпус (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов). 1929 год: https://pastvu.com/p/235650
Никогда не использовался.












Третий Кавалерский корпус (1776-1779 гг., архитектор Василий Баженов). 1960-1980 гг.: https://pastvu.com/p/167957
С 1918 году здание использовалось как клуб молодёжного политическо-спортивного союза. 21 июля 1927 года в Третьем Кавалерском корпусе открылся музей Царицына. Основу экспозиции составили ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса, в музее демонстрировались находки из раскопок царицынских курганов. В летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации музей перепрофилировали, выставив муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». В 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.



















Здесь уместно вспомнить о нескольких постройках Василия Баженова, вызвавших гнев царственной особы и посему уничтоженных. От них сохранились фундаменты. В первую очередь это ещё один Кавалерский корпус (1770-1980 годы) для свиты - кавалеров и "дамских персон". Как ни странно, это здание доминировало в ансамбле, заслоняя собой дворец императрицы, и конспирологи выдвинули версию, что оно предназначалось для тайного супруга царицы князя Потемкина.



Камер-юнфарский корпус строился в 1776-1778 годах для горничных в непосредственной близости от Большого дворца.




Ещё две баженовских постройки за ненадобностью были разобраны в 1804 году, их называли "Крестообразный корпус" и "Шестиугольный корпус". Здание возле Фигурного моста могло предназначаться для офицеров караульной службы, а то, что рядом с храмом - для священника.




Управительский дом, располагавшийся между Большим дворцом и Кухонным корпусом, предназначался для смотрителя за усадьбой. На его месте построен стеклянный павильон входа в музейные залы музея «Царицыно» с эскалаторами, ведущими в подземный вестибюль; павильон в общих чертах повторяет контуры Управительского дома.




Хлебный дом (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади. Крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов. Фасады украшены горельефами в виде каравая с солонкой, отсюда название - Хлебный дом.

С 1787 года, когда Матвей Казаков строил Большой дворец, Кухонный корпус использовался по назначению, позднее для хозяйственных нужд усадьбы. Была здесь и больница, а в начале 1920-х годов в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. Хлебный дом открылся после реконструкции в 2006 году, здесь размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно», а атриум используется как концертный и выставочный зал.



1940-1960 гг.: https://pastvu.com/p/167958










Галерея с фигурной аркой (1784-1785 гг., архитектор Василий Баженов)

Декоративное сооружение между Большим дворцом и Кухонным корпусом не несёт никакой функциональной нагрузки. Возможно, галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в итоговом варианте отсутствуют выходы из этих зданий непосредственно в галерею. Её праздничный ритм контрастирует с более спокойными соседними зданиями. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию.



1950-1970 гг.: https://pastvu.com/p/167956



1950-1979 гг.: https://pastvu.com/p/184853










Официальный сайт: http://www.tsaritsyno-museum.ru/

Згура В. Проблемы и памятники, связанные с Баженовым. - М., 1929
Снегирёв В.Л. Знаменитый зодчий В. И. Баженов. - М., 1950
Минеева К.И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. - М.: Искусство, 1988
Сергеев И.Н. Царицыно. Страницы истории. - М.: Мир книги, 1993
Сергеев И.Н. Царицыно. Суханово: Люди, события, факты. - М.: Голос, 1998
Хачатуров С.В. Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. - М.: Прогресс-Традиция, 1999
Наумкин Г.И. Архитектурная иконография Царицынского ансамбля В. И. Баженова. - М.: Компания Спутник+, 2004
Нащокина М.В. Русские сады. XVIII - первая половина XIX века. - М.: Арт-Родник, 2007. - (Сады мира)
Греч А.Н. Царицыно // Венок усадьбам. - М.: АСТ-Пресс, 2007
Золотое Царицыно. Архитектурные памятники и ландшафты музея-заповедника «Царицыно». - М.: Трэвел-Дизайн/ГМЗ «Царицыно», 2008

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...




Ещё 159 городских фотопрогулок: http://www.yamoskva.com/node/13886

городская прогулка, Царицыно, архитектура, Город на память

Previous post Next post
Up