Мастерская Шаманского продемонстрировала на Олдтаймер-Галерее пять советских тракторов, это совсем недавно отреставрированные машины. Обычно колхозы сдавали списанную сельхозтехнику на металлолом, поэтому тракторов сохранилось совсем немного, а то, что удаётся найти, до начала реставрации представляет собой разграбленное печально-ржавое зрелище. Респект мастерам, которые практически из ничего воссоздают историю отечественного тракторостроения.
Тракторы "Универсал" предназначались для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами, выпускались с 1930 по 1940 годы в Ленинграде на заводе "Красный путиловец", а с 1944 по 1955 на Владимирском тракторном заводе. Они оказались первыми советскими тракторами, поставляемыми на экспорт. Любопытно, что несколько моделей "Универсала" были трёхколесные.
Представленный Мастерской Шаманского "Универсал 2" изготовлен в 1930 году. Четырёхтактный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 22 лошадиных силы работал на керосине.
ДТ-20 - марка колёсного трактора, выпускавшегося Харьковским тракторным заводом с 1958 по 1969 год. Его мощность 20 лошадиных сил. Трактор предназначался для работы в овощеводстве и садоводстве с прицепными и навесными сельскохозяйственными орудиями, на транспортировке и различных вспомогательных работах, а также для привода стационарных машин.
"Сталинец-65" (С-65) - гусеничный трактор, выпускавшийся на Челябинском тракторном заводе с 1937 по 1941 год. Мощность дизеля М-17 составляет 65 лошадиных сил, это первый советский серийный трактор, оснащённый дизельным двигателем. Его предшественник, газогенераторный "Сталинец-60", был создан по образцу американского Caterpillar. Машины выпускались с открытыми и закрытыми кабинами, в экипаж трактора входили два человека.
С-65 был предназначен для работы с прицепными сельскохозяйственными машинами, а также для привода стационарных машин. В 1937 году новый "Сталинец" был удостоен Гран-При на технической выставке в Париже, а спустя два года стал одним из главных героев популярного в СССР кинофильма "Трактористы". Во время Великой Отечественной войны "Сталинцы" использовались для буксировки тяжёлой артиллерии.
СХТЗ 15/30 - марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Трактор, разработанный на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени "Интернационал Мак-Кормик Диринг 15/30", предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. СХТЗ 15/30 стал самым распространённым довоенным трактором, на такой машине ставила свои трудовые рекорды знаменитая трактористка Паша Ангелина. В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов.
С 1937 года Сталинградский тракторный завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов СТЗ-3 с керосиновым двигателем мощностью 52 лошадиных силы. Впервые в массовое производство вошёл трактор, созданный отечественными конструкторами, в разработке принимали участие специалисты завода СТЗ и института НАТИ. Интересно, что в первый год Великой Отечественной войны при острой нехватке танков на фронте, тракторы СТЗ оснащались пушками и пулемётами, обшивались бронелистами и использовались в боях против вражеской пехоты.
Олдтаймер-Галерея - не только экспозиция всевозможных средств передвижения, но и давние и недавние истории. Выставку 1959 года «Промышленная продукция США» вспоминаем на фоне не потепления российско-американских отношений, а совсем наоборот. Ну а 55 лет назад лидеры ведущих мировых держав хоть и не достигли консенсуса, зато пообщались в неформальной обстановке. Именно на Американской выставке состоялся самый горячий спор холодной войны - «кухонные дебаты» между Хрущевым и Никсоном. Там же впервые прозвучала знаменитая фраза «Мы вам покажем Кузькину мать!», ставшая своеобразной визитной карточкой Никиты Сергеевича.
Пока лидеры сверхдержав спорили о коммунизме и капитализме, простые советские люди знакомились с образом жизни простых американцев. Подивиться было чему: посудомоечные и стиральные машины, телевизоры, газонокосилки, невероятный ассортимент косметики, доступная цветная фотоплёнка, пузырящаяся «Пепси-Кола», непонятное современное искусство и фантастические автомобили! Согласно статистике, за первые две недели выставку посетило около миллиона человек - цифра даже сегодня вызывает сомнения и кажется завышенной, но в этой американской сказке чего только не было.
Это не Олдтаймер-Галерея, это Американская выставка:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/64887 Даже спустя полвека выставку вспоминают из-за мощнейшего культурного шока от вида «Кадиллаков», «Бьюиков» и «Линкольнов» с вычурным дизайном эпохи «детройтского барокко». И если «Пепси-Колой» угощали любого желающего, а полиэтиленовые пакеты и значки дарили каждому, то фантастические автомобили так и остались экспонатами за ограждением - не только неосуществимой, но даже и неосязаемой мечтой строителей коммунизма. Кто из них мог позволить себе в 1959 году приобрести двухместный спортивный Chevrolet Corvette?
"Золотой павильон" на выставке использовался как кинозал с десятками телевизоров. Позднее был снесён:
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/21124 Настоящим архитектурным шедевром стал павильон-купол из стальных труб, дюралюминия и стекла, возведенный по проекту известного американского архитектора Ричарда Фуллера. Купол диаметром 64 метра и высотой 30 метров казался золотым - так играли на солнце ромбовидные листы анодированного дюраля. Сразу за куполом шел дугообразный второй павильон - тот самый, в котором состоялись «кухонные дебаты». На рассказы Ричарда Никсона об изобилии бытовой техники Никита Хрущев отшутился: «А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и ее проталкивала? Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это всё лишь штучки».
Штучки штучками, но брешь в «железном занавесе» они проделали. С каким чувством покидали выставку люди, возвращаясь в мир коммуналок, трамваев и очередей? Впрочем, у советских собственная гордость! Спутник, реактор, атомный ледокол «Ленин», бесплатная медицина и образование - всё это мы показывали американцам на Выставке достижений науки, техники и культуры СССР, устроенной в Нью-Йорке в том же 1959 году.
"Кухонные дебаты":
http://www.oldmos.ru/old/photo/view/35341
К Американской выставке имеют непосредственное отношение две постройки на Фестивальной площади. В этом здании можно было увидеть образцовую квартиру американского рабочего со всеми бытовыми гаджетами того времени. Позднее здесь квартировал Шахматно-шашечный клуб.
Другой домик в 1959 году служил администрацией Американской выставки, затем стал библиотекой, которая до сих пор работает (правда, библиотека открыта очень нерегулярно).
Но вернёмся на выставку Олдтаймер-Галерея. По традиции коллекционеры и реставраторы привозят сюда автомобили времён II Мировой войны: советские, немецкие, американские, английские. На этот раз несколько армейских внедорожников показали "Моторы войны" и "Ретро Легенды".
На десерт история одного из самых уникальных экспонатов весенней Олдтаймер-Галереи. Это Aero Minor - чехословацкий микролитражный переднеприводной автомобиль, выпускавшийся в Праге в 1946-1951 годах. Представленный на выставке раритет был изготовлен в 1949 году и подарен чехословацкими рабочими Иосифу Сталину по случаю 70-летнего юбилея советского вождя. Сначала эта и другие подаренные автомобили стали экспонатами Политехнического музея. После разоблачения культа личности Сталина подарки были "национализированы", Aero Minor направился работать в один из московских родильных домов, а после списания продан в частные руки. Эта машина найдена в 2013 году, её подлинность не вызывает сомнений.
Фотографии Aero Minor - пресс-материалы Олдтаймер-Галереи