Нюансы театральной фотосъёмки от Михаила Гутермана. 13.11.12.

Nov 14, 2012 15:36

До 20 ноября 2012 года в фойе Театрального центра (Страстной бульвар, дом 8) можно посмотреть фотовыставку известного театрального фотографа Михаила Гутермана. Премьера без Гутермана - не премьера, поскольку на следующий день многие печатные издания будут просить фотографии для публикаций. Корреспондент ЯМОСКВЫ расспросил мэтра про нюансы театральной фотосъёмки: http://www.yamoskva.com/node/11183






Выпускник Московского института химического машиностроения оказался в храме Мельпомены случайно. Шёл по улице, помог подняться поскользнувшемуся человеку, который в знак благодарности привёл его на экскурсию в Театр на Малой Бронной. Там Гутерман познакомился с артистом Львом Дуровым, который стал опекать фотолюбителя-театрала.

Вот как-то так Михаил Гутерман из инженера-машиностроителя, автора работ по "Стандартизации и технике", превратился в театрального фотографа, но с друзьями и коллегами по прежней работе встречается до сих пор. В настоящее время фотограф сотрудничает с журналом "Театральная жизнь".

Среди фотоблогеров и фрилансеров есть интерес к театральной тематике. Увы-увы, разочарую тех, кто планирует отбить деньги за 5D возле театральных подмостков, для стабильного дохода выгоднее снимать свадьбы. Театральная фотография - занятие коммерчески не слишком прибыльное, редакции покупают снимки в агентствах и фотобанках, а в театрах уже есть свои штатные фотографы. "Деффачки с фотегами" сбивают цену профессионалам.

Театральный фотограф - это, скорее, состояние души, сопричастность к большому искусству, знакомство с легендарными мастерами сцены.

Михаил Гутерман любезно согласился ответить на некоторые вопросы корреспондента ЯМОСКВЫ о специфике театральной фотосъёмки:

ЯМОСКВА: На массовых мероприятиях можно выстроить картинку: резкость на объекте, заполнить передний и задний план. А вот в театре как сделать интересную работу, когда фотограф привязан к точке и не имеет пространства для манёвра?

Михаил Гутерман: Как получится, элемент случайности имеет место быть. Если удастся каким-то образом выстроить кадр или поймать интересную ситуацию - тебе повезло. Если не удастся - пролетаешь. Когда два актёра в кадре и один сзади другого, навожу резкость то на первого, то на второго, чаще на второго, иногда глубины не хватает. На театральной съёмке это последнее, о чём думаешь, автоматически происходит. Там охотничьи инстинкты воспитываешь в себе: залёг с ружьём и ждёшь. И ничего нет десять минут, сорок минут, час. И вдруг раз - картинка созрела, что-то интересное происходит, и - нажимаешь.

ЯМОСКВА: Коллега, специализирующаяся на съёмке футбольных матчей, считает, что нельзя снимать футбол, не зная правил этой игры. Она имела в виду, что не разбираясь в игре, фотограф не способен предвидеть развитие игровой комбинации. Чтобы снимать театр, нужно знать сценарий пьесы?

Михаил Гутерман: Не обязательно. На всех своих мастер-классах я подчёркиваю, что не надо вдумываться в текст. У вас другая задача - вы должны поймать интересную картинку. Если следить за текстом - ни черта вы не снимете. Кстати, свет меняется постоянно, то контрастный, то боковой, то верхний и съёмка должна быть только в ручном режиме.

ЯМОСКВА: На съёмке рок-концерта фотограф практически не слушает песни, слишком многое отвлекает от съёмки. А в театре атмосфера гораздо спокойнее. Фотограф может получить удовольствие от спектакля как зрелища?

Михаил Гутерман: Да, конечно. Есть спектакли, которые мне очень нравятся, например, "Божественная комедия" Някрошюса. Хотя пристально не следишь, наблюдаешь интересные трактовки, режиссёрские находки. Любимых театров нет, любимых актёров тоже нет. Есть те, кто нравится больше, кто-то меньше.

ЯМОСКВА: Можете назвать своих учителей, когда только начинали снимать в театре? Может быть, Валерий Плотников, Александр Стернин?

Михаил Гутерман: Нет, Плотников снимает постановочно, мне это не нравится, я репортёр. И все мои портреты - репортажные, даже если люди смотрят в объектив. А Стернин, хотя он начал снимать раньше меня, тоже не был моим учителем.

ЯМОСКВА: На уличных событиях рядом могут оказаться агентские фотографы, блогеры, многие друг с другом знакомы. Отснялись, карточки в редакции отослали и пошли компанией пить кофе или там пиво. Нет какой-то жёсткой конкуренции на площадке. Театральные актёры люди амбициозные, кто-то из таганцев называл театр "террариум единомышленников". Передаётся ли фотографам такая своеобразная энергетика театра?

Михаил Гутерман: Конкуренция в театре жесточайшая. Многие фотографы считают себя втайне или даже откровенно гениями театральной фотографии. Это подогревает конкуренцию.

ЯМОСКВА: Из действующих мастеров чьи работы стоит посмотреть?

Михаил Гутерман: Александр Иванишин, журнал "Итоги". Он очень хорошо снимает театр, и не только театр. Неплохо снимает Игорь Захаркин, он в прошлом артист балета Большого театра. В театре Маяковского хороший фотограф Евгений Люлюкин.

ЯМОСКВА: В последнее время театр стал популярен у блогеров, это люди, которые сами снимают и сами пишут текст. Профессиональные фотографы могут написать рецензию?

Михаил Гутерман: Нет, не приходилось.

ЯМОСКВА: Какие требования предъявляются к аппаратуре?

Михаил Гутерман: Чтобы можно было снимать на высокой чувствительности. Я как-то снимал спектакль на 16000 ISO, а предел у меня 25600. Это позволяет применять тёмные объективы, у которых есть одно преимущество - они лёгкие. Есть кеноновский объектив 28-200 3.5-5.6, он вот такой, величиной с детскую ладонь. Вспышкой в потолок пользуюсь только при съёмке тусовок. Хорошая камера позволяет снимать без вспышки.

ЯМОСКВА: Тишина в зале - фактор, осложняющий съёмку спектакля.

Михаил Гутерман: Лучше, если зрителей нет вообще, это на репетиции или прогоне. Если со зрителем, то снимать приходится, где посадят. Результат всё равно надо получить.

ЯМОСКВА: Сейчас даже агентские фотографы используют дорогие мыльницы, например, олимпус, в повседневной работе. Среди их достоинств бесшумность работы таких фотоаппаратов.

Михаил Гутерман: Действительно, сейчас многие стали падать на мыльницы, у никона появилась мыльница. Но у меня нет. Судя по пикселам, они не дают высокого качества. Вот в камере Кенон 5D мark III есть режим silent, которая делает её беззвучной, чуть-чуть слышно затвор, как комариный писк.

фотографы, фотожурналистика

Previous post Next post
Up