Накануне премьеры нового спектакля 37 актёров еврейского театра "Шалом" подняли "бунт на корабле", подписав письмо адресованное мэру Москвы Ю.Лужкову. "В театре сложилась катастрофическая ситуация. Больше мы молчать не можем. Наш театр погибает!!!" Вполне резонные пожелания - разнообразить репертуар, больше доверять молодым талантам - перемежались с откровенными оскорблениями в адрес художественного руководителя Александра Левенбука, главного балетмейстера Визмы Витолс и директора Айвара Левенбука. 17 февраля состоялось общее собрание труппы, в "разборе полётов" принял участие и попечитель театра "Шалом" Иосиф Кобзон.
Любой хороший театр - организм с очень нервной системой. Любой талантливый актёр априори амбициозен, а ежедневная конкуренция только обостряет эмоции. Но! Актёры в театре не работают, актёры служат. Само слово "служба", будь то воинская, церковная или театральная, предполагает субординацию, без которой невозможно единение ради общего дела. И ещё предполагает доверие к своему наставнику.
Кажется, кто-то из таганских актёров, переживших театральный кризис 80-х годов, ввёл в обиход словосочетание "террариум единомышленников". Таганские скандалы остались занозой в памяти старых театралов и закончились трагично: ушёл из жизни замечательный режиссёр Анатолий Эфрос, ставший заложником обстоятельств, а спустя несколько лет Любимов и Губенко принялись резать по-живому театральный пирог. Зрителям оставалось лишь ностальгировать по легендарным спектаклям 60-х-70-х годов. Дежа вю?
К счастью, второй раз история повторяется, как фарс. Итогом трёхчасового производственного совещания в театре "Шалом" стало заключение перемирия между конфликтующими сторонами. Уставший после бурных прений художественный руководитель АЛЕКСАНДР ЛЕВЕНБУК еще долго общался с журналистами в фойе театра: "Это издержки демократии, которой я учу артистов уже 20 лет. Не готовы наши люди, еще надо учиться демократии и это тяжёлая школа. Или идти этим путём, или жить при тоталитаризме. Я люблю демократию. Помнится, Эфрос в своей книге написал: "Мои дорогие, любимые, кого вы сейчас едите?" Есть художественного руководителя - это пища актёров, это их воздух, они это очень любят. Если им от этого лучше, пускай немного от меня откусят, новое нарастёт. Вот молодые репетируют и - смотрят на часы, им сниматься в сериале. При всей энергии и при всём желании они не в силах мне помочь. Только бы являлись вовремя на репетиции - низкий поклон. Только бы без апломба воспринимали замечания... Но они обижаются. Мы просматриваем каждый год 120 выпускников театральных вузов и отбираем двух - не потому что мы такие привередливые: готовят плохо. Ребята могут свысока разговаривать с режиссёром или прийти на репетицию, не выучив текст, но это же непрофессионально. Если в тебе есть агрессия, ты не нужен ни еврейскому, ни русскому театру. Их энергию надо направить в правильном направлении, пусть читают литературу, еврейские пьесы. Нельзя же думать только про "бабки", надо книжки читать. Я читаю двадцать лет по одной пьесе в неделю и не пригодилась ни одна, потому что евреи - народ шариковой ручки: писать умеют все, но получается ли? Хорошей еврейской литературы очень мало. Всё лучшее уже идёт у нас, и Фейхтвангер, и Шолом Алейхем, в репертуаре представлены все жанры: драма, комедия, мюзикл, детектив, публицистика, детские спектакли."
Полностью материал - на Столичном информационном портале:
http://www.matvey.mobi/taxonomy/term/309 Было бы интересно услышать альтернативные мнения о ситуации в театре.