Из доклада на Всероссийском совещании по патриотизму

Sep 28, 2016 22:33


Всероссийское совещание с организаторами мероприятий по патриотическому воспитанию профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по вопросу разработки и внедрения современных методик работы с обучающимися в сфере патриотического воспитания
Тула, 22-23 сентября 2016 г.

Проявление пяти смысловых видов деятельности патриота (семьянин, ученик, наставник, защитник, работник), через формирование ценностно-смыслового отношения к культуре и историческому наследию России
...
При разработке методики патриотического воспитания, основанного на формировании ценностно-смыслового отношения к культуре и историческому наследию России мы будем руководствоваться новым подходом.
Вопрос, который стоит перед авторами методики: как на практике в образовательных организациях высшего и профессионального образования организовать присвоение подрастающими поколениями ценностных ориентиров, социального опыта и стимулировать к его применению в пяти смысловых видах деятельности: семьянин, ученик, наставник, защитник, работник, применяя возможности культуры и историческое наследие.
Культура и историческое наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.
Формирование патриотизма через средства культуры, приобщение к историческому наследию видится в активном погружении студентов во взаимодействие с культурой и историческом наследием, которое видится в создании в рамках ОО особого социокультурного пространства.
Социокультурное пространство ОО, как важный аспект формирования модели мира студентов, обладающий характеристиками протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия, координации элементов культуры и смысловой наполняемости структурной организации, представляется нам пересечением составных пространств:
-    Аудиовизуальное пространство - наглядное и звуковое оформление территории, на которой проходят процессы образования и общения студентов.
-    Идейное пространство - сформулированные, понятные всем, принятые большинством или всеми образы и смыслы личностного и группового развития, взаимодействия друг с другом.
-    Событийное пространство - набор востребованных актуальных разноформатных культурных событий, проектов, реализуемых непосредственно студентами или с их активным участием.
-    Информационное медиапространство - электронное окружение студентов, в котором они могут 1) обмениваться информацией, 2) получать актуальную информацию о культуре и историческом наследии, о событиях и проектах, способах доступа к ним, 3) осуществлять совместные действиями группами или индивидуально, создавая собственную звуковую, визуальную среду, воздействуя на иные пространства.
Воспитание патриотизма как специфический процесс, основанный на компетентностном подходе, требует от воспитателей, помимо знаний психолого-педагогических особенностей субъектов воспитания, понимания истории Отечества, культуры и прикладных умений, знаний о позитивном опыте семейного строительства, методик обучения, социального проектирования, гражданских и военных институтов «защитников», эффективной экономической деятельности и практических навыков позитивной мотивации.
Задача организатора процесса формирования ценностно-смыслового отношения студенческой молодежи к культуре и историческому наследию России для компетентностного исполнения пяти смысловых видов деятельности патриота - используя весь доступный объем средств, прежде всего, демонстрируя личный пример, целенаправленно и системно включать субъект воспитания в пять смысловых видов деятельности, создавая ему возможность применения полученного опыта, ориентируя его на позитивное отношение к прошлому, настоящему и будущему страны.
Задача субъекта воспитания - эффективное усвоение ценностных ориентиров, знаний, умений, навыков, компетенций и применение их на практике, в своей повседневной жизни: настоящей и будущей.
Специфика формирования ценностно-смыслового отношения студенческой молодежи к культуре и историческому наследию России для компетентностного исполнения пяти смысловых видов деятельности патриота как педагогического процесса в том, что у студентов необходимо формировать и чувства, и поведение, связанные с проявлением патриотизма. Результатам такого процесса должна стать личность с гармонией между чувствами, эмоциями, действиями и словами.

образование, патриотизм, Тула, гражданское общество, государство, Россия

Previous post Next post
Up