Feb 21, 2013 15:50
Проблема отцов и детей весьма актуальна и в сегодняшнем, стремительно развивающемся мире. На смену поколению, рожденному в СССР в середине шестидесятых - семидесятых годов приходит поколение восьмидесятых и девяностых. Это поколение, которое в период своего взросления оказалось на стыке двух систем, социалистической и капиталистической. Для этого поколения понятие патриотизма исчерпало то значение, которое формировалась на протяжении семидесяти лет советской власти. Новая экономическая модель заставила думать общество и его членов по-новому или не думать о таких категориях и ценностях вообще.
Однако понятия патриотизма и патриота всегда были важными в деле воспитания личности, они являются государство сберегающими понятиями, направленными на формирование стабильного развития государства. Бездумное присвоение идеалов западных молодежных культур не решило проблемы социализации молодежи переходного периода, а, наоборот, обострило проблемы и противоречия нового поколения.
К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
В связи с этим в начале двадцать первого века в России снова было обращено внимание на идею патриотического воспитания детей, подростков и молодежи. Но на смену сменяющимся поколениям должны были прийти новые формы, методы и идеи воспитательной военно-патриотической и оборонно-массовой работы.
Это не означает, что нужно отказаться от всех прежних эффективных форм работы, это значит, что их необходимо модернизировать, пересмотреть, адаптировать к новым условиям, а некоторые формы и методики даже достать с пыльных полок, чтобы реанимировать, претворив в жизнь.
На кого в первую очередь должна быть обращена работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию? На подростка, который только становится на путь взросления, который готовится и учится отвечать за свои поступки. Это период важного этапа становления личности ребенка - период переходного возраста.
Переходный возраст у кого-то начинается в 10 лет, у кого-то - в 14, что соответствует 5-8 классам в школе. Патриотическое воспитание в этом возрасте особенно важно и должно быть наиболее эффективно организованным.
Становясь старше в 9, а особенно в 10-11 классах подростки формируют свои целевые установки с точки зрения более-менее взрослого человека, их поступки становятся более осмысленными, направленными на конкретные цели и задачи: поступление в высшее учебное заведение, начало трудовой деятельности, подготовку к службе в армии.
Молодое поколение непременно в ближайшее время придет для того, чтобы сменить своих предшественников - одних специалистов другими специалистами. Производство, сфера услуг, культура и образование подвержено этому естественному, волнообразному, перманентному и неизбежному процессу.
Почему же сегодня и город, и страна испытывают «кадровый голод»? Проблема сменяемости очень важна для каждого государства и общества. Качественно организованный процесс передачи опыта и сменяемости должен поощряться, поддерживаться, а также организоваться в тех сферах, где он еще не начинался.
Роль сменяющегося поколения эта роль экспертного сообщества, которую нельзя недооценивать. Несерьезное отношение к экспертной роли носителей опыта может привести к повторению грубых ошибок.
Не приходится говорить и о том, что молодое поколение не способно на реализацию многих своих планов, потому что в новых условиях требуется иной взгляд на решение классических задач, в том числе и процессах воспитания. Новых специалистов изначально учат и адаптируют к новым техническим и экономическим условиям на производстве, в управлении, в сфере услуг, что дает им возможность решать задачи с применением самых эффективных методов и приёмов.
Система школьного воспитания в основе своей достаточно консервативна, что, с одной стороны, ей на пользу, поскольку является гарантом сохранения и преумножения лучших традиций отечественного образования, а, с другой стороны, существует опасность определенной деградации, формализации. Многие формы военно-патриотического воспитания, доставшиеся современной педагогике по наследству, остро нуждаются в корректировке.
Остались в прошлом «Зарницы» и смотры строя и песни, по-новому проходят парады межгалактических экипажей и соревнования «Орленка», на смену «Поверке» появились военно-спортивные игры «Секретный шифр» и «Военная кампания». Подобная смена оправданна: целевая аудитория данных игр - подростки, учащиеся 5-8 классов, народ азартный и мобильный, легкий на подъём, готовый сколько угодно экспериментировать, склонный к командным состязаниям.
Отрадно, что многие взрослые, квалифицированные педагоги, приняли и по достоинству оценили новые формы патриотического воспитания, живо откликнулись на предложение организаторов из «Ровесника» и заявили по две команды от своего общеобразовательного учреждения для участия 16 февраля 2013 года в данных мероприятиях. Опыт, безусловно, удался, несмотря на отдельные коррективы, необходимые для дальнейшей реализации подобных проектов. Главное, что интересно и весело было собравшимся детям, о чем свидетельствовали горящие глаза и довольные улыбки, отсутствие проигравших и обилие победителей. Разве это не доказывает, что направление выбрано верно?
будущее,
страна,
МОЛОДЕЖЬ,
молодежная политика,
воспитание,
Ушинский,
общество,
Россия,
государство,
политика,
идея