"Корсар" в Михайловском театре

Sep 10, 2015 15:27

9 сентября
Премьера

Пошел я на второй спектакль - смотреть на Ивана Васильева. Его это балет: мощный и прыгучий. Но все по порядку.

"Корсар" - балет красивый, но запутанный, не имеющий главной классической версии и очень эклектичный: что в хореографическом, что в музыкальном плане. Имя Байрона, которое иногда попадает на афишу, изначально использовалось для придания простенькому сюжету авторитетности. В этом отношении "Корсар" удобен: что с ним не делай, как его не режь, все можно обосновать: балет изначально составлен из кусочков.
Михаил Мессерер поступил как обычно: перенес на сцену Михайловского театра проверенную старую версию Большого. Для "Корсара" такое решение можно даже назвать удачным, ибо московскую версию "Корсара" знают только настоящие балетоманы, регулярно ездящие в Большой (постановка Алексея Ратманского и Юрия Бурлаки, до сих пор идущая в Большом, лишь немного модернизировала основной хореографический текст). Широкий петербургский зритель привык к версии Мариинки - (Петр Гусев, 1987), где усилена литературная составляющая балета, но танец местами ослаблен и приближен к балетам 20 века. Так что теперь у петербургского зрителя есть возможность посмотреть более аутентичного "Корсара", в котором pas d'esclaves не соединен с основным па-де-де, "оживленный сад" полнее и сложнее, а у Медоры намного больше вариаций. Удачно и то, что Мессерер - совершенно необычно для его прежних постановок - сильно сократил жестовые объяснения и разговоры персонажей (а также количество ролей, с ними связанных) - даже в сравнении с версией Ратманского-Бурлаки. Получился нескончаемый праздник танца, очень хорошо подготовленный. Хочется отметить большую работу, которая проведена с кордебалетом и солистами характерного танца; все они танцуют свежо и технично.

Что касается солистов, у сегодняшнего Михайловского выбор не велик. Полина Семионова не смогла приехать, и с Медорами сразу возникли проблемы - нет ведь больше в труппе Натальи Осиповой, которая у Ратманского-Бурлаки была замечательной юной Медорой, много интереснее зрелой матроны Светланы Захаровой. Ирина Перрен - наверное, главная Медора премьерных спектаклей, - танцует не столько на классе, сколько на опыте: местами прилично, но совершенно не интересно. Технически лучше всего дались ей фуэте в па-де-де второго акта, если не обращать внимания на то, что полсцены она все-таки прошла. Много интереснее Гюльнара Анжелины Воронцовой (тут мне стало жаль, что, в отличие от мариинской версии Гусева, Гюльнара танцует только в третьем акте) - технически уверенно, артистически интересно - слегка под Осипову. Технически партия Гюльнары не так сложна, как партия Медоры, но Воронцовой удалось ухватить подлинный дух большого балета. В "оживленном саду" она безусловно перетанцевала Перрен. В другие дни Воронцова танцует Медору - интересно, как у нее выйдет более лирическая партия. Если она подготовлена так же хорошо, Воронцова просто молодец. В принципе, далеко не каждой балерине дано танцевать обе эти роли. Наконец, Иван Васильев. Хотя постановщики уже давно сочиняют партии для него в виде серии аттракционов, одни высокие прыжки и вращения - вчерашний "Корсар" не исключение, - Иван очень хорош своей первозданной брутальностью. Когда от каждой вариации он сам искренне тащится, заводится не только широкий зритель, но и завзятый балетоман. Кроме того, Иван замечательно носит - и за это прощаешь ему полное отсутствие лиризма.

Одним словом, репертуар Михайловского обогатился новым большим балетом, добротно сделанным и хорошо отрепетированным. Вряд ли Михайловский "Корсар" пополнит копилку гениальных актерских работ (из великих петербургских "Корсаров" вспоминаются гениальные выходы Рузиматова в роли Али, или спектакль девяностых с Медорой-Лопаткиной и Гюльнарой-Вишневой; еще дальше отстоит в памяти премьера 1987 года с Мезенцевой-Медорой), однако здесь есть надежда. Вдруг дирекция найдет гениальную Медору, которая перевернет все наше представление об этой роли. Осипову, например, пригласит. Но и в этом виде "Корсар" безусловно обогатит историю петербургского балета.

михайловский, Корсар, Анжелина Воронцова, премьера, Михайловский театр, Ирина Перрен, Иван Васильев, иван васильев, Мессерер

Previous post Next post
Up