May 31, 2015 14:41
27 апреля
Новая сцена Мариинского театра
Концерт Венского филармонического оркестра с самого начала имел авантюрный оттенок. Первоначально его должны были провести в "Октябрьском", даже билеты продавать начали. Потом в "Октябрьском" концерт отменили, но через некоторое время концерт этот всплыл в Мариинском-втором. Причем билеты стали дороже. Конечно, звук на новой сцене Мариинки много лучше, чем в "Октябрьском", но в идеале такой оркестр надо слушать в Большом зале филармонии, Концертном зале Мариинки или, как в прошлый раз, на исторической сцене. Несмотря на выдающегося дирижера и выдающийся оркестр, звук в целом был какой-то типовой, прилизанный, необъемный - в отличие от того, который есть в Музикферайн, в домашнем зале Венского оркестра.
Программу можно назвать добротно-гастрольной, пропагандирующей шедевры немецкой (венской) музыки. Открыли концерт увертюрой "В итальянском стиле" Шуберта, затем прозвучал Моцарт (симфония № 35 "Хаффнер"), во втором отделении исполнили вторую симфонию Брамса. Заготовленный, по-видимому, бис был (неизменно для венцев) сочинением Иоганна Штрауса. Хотя, заметим, для бисов такого концерта куда больше подходят венгерские танцы Брамса.
Риккардо Мути, безусловно, один из крупнейших дирижеров современности. Очень жаль, что он так редко доезжает до Петербурга. Подкупает его академическая манера дирижирования - с палочкой, с четкими и простыми жестами, сдержанно-точная, без всякой модерновой абракадабры, которая отличает разных других дирижеров. Таково же и звучание его оркестра: четкое ведение партий, академическая выстроенность тем. Особенно ярко это проявилось в Моцарте, которого редко исполняют хорошо. Моцарт прозвучал у Мути кристально-нежно и четко-выстроенно, со вниманием к оттенкам. Брамс, как вообще романтическая музыка у венцев, был мощным и убедительным. Одним словом, все так, как надо.
Слышал в фойе разговор: кто-то спрашивал у спутницы, часто ли бывают такие концерты в Петербурге. Могу ответить: раз в 12 лет. В прошлый раз венцы играли в Питере на трехсотлетие города, в 2003-м году. И вот это самое неприятное: для того, чтобы заполучить в Петербург один из лучших мировых коллективов, нужна специальная контора, вроде компании "Кремлевский дворец". В других мировых столицах концерты организовываются почему-то проще. Цены на концерт были вполне как в Европе. Спрашивается, почему бы и частотность появления Венского филармонического в Петербурге не подтянуть к прочим европейским столицам. В Лондоне, Берлине и Париже венцы играют как минимум раз в год.
Венский филармонический оркестр,
Петербург