Mar 16, 2015 16:01
15 марта
Мариинский театр
Фестиваль балета "Мариинский" вроде бы обретает новое дыхание. Новые связи с балетом Парижской оперы, которые, с одной стороны, налаживает Мариинка, а с другой - новый директор балета Опера де Пари Бенджамен Мильпье. Мильпье был гениальным танцовщиком (в 2011 году он перестал танцевать) - мы его видели во время гастролей Нью-Йорк Сити балета в 2003-м. В программке его транслитерировали Миллепидом, и он ярко выделялся в спаянной труппе. Так, что одна из его диагоналей в "Драгоценностях" заслужила отдельного "Браво!" галерки - чему сам Мильпье был, похоже, удивлен: ни в Париже, ни в Нью Йорке отдельной диагонали не аплодируют.
В этом году ожидалась целая программа балетов, в которых должны были выйти этуали Парижской оперы. К сожалению, программа свернулась до одной "Баядерки" 16 числа. Не знаем, что там произошло, но надеемся увидеть парижских танцовщиков и танцовщиц позднее, в обычных, не фестивальных спектаклях - ведь приезжала Людмила Пальеро прошлой весной просто так, без фестиваля, танцевать "Сильфиду". Особенно обидна отмена (всего за несколько дней до спектакля) выступления Орели Дюпон в партии Жизели. Дюпон - замечательная балерина, много лет назад она блистательно исполнила Джульетту на фестивале "Мариинский". Эта "Жизель" была бы символической передачей эстафеты выступлений в Мариинском - от старой труппы Опера к новой, молодой. Обидно, собственно, потому, что Орели танцует последний год. Хорошо бы пригласить ее этой весной еще раз, показать нам прощальную "Жизель".
Как бы там ни было, о намерениях заявлено и тенденция складывается хорошая. Потому что в мире есть всего несколько балетных трупп, с которыми Мариинке следовало бы дружить постоянно. Труппа Парижской оперы на первом месте.
Воскресный "Дон Кихот" собрал невероятный аншлаг. Первоначально в нем должен был танцевать Франсуа Алю, о котором мы много наслышаны. Вскоре выяснилось, что Алю не приедет, и на его место был приглашен Исаак Эрнандес, представитель Национального балета Нидерландов. В партии Китри в первый раз появилась Надежда Батоева, восходящая звезда Мариинки. Это решение меня, честно говоря, удивило. Еще на первых фестивалях сложилась добрая традиция: один солист в спектакле наш, один приглашенный. Традиция грамотная: мариинский солист помогает солисту-гостю войти в хореографическую редакцию, которую тот танцует впервые. С этой точки зрения показалось странным соединение приглашенного солиста и дебюта солистки, но Надежда Батоева в целом с этим вызовом справилась.
Начем с того, что спектакли фестиваля традиционно готовятся серьезнее, чем спектакли обычные. Поэтому смотреть на фестивале хорошо знакомый балет всегда интересно: спектакль снова, как перед премьерой, доводится до ума; разглаживаются хореографические складки и затертости, которые успевают возникнуть за многие годы работы с классическими редакциями. В этом отношении вчерашний спектакль был очень хорош: видна серьезная работа с кордебалетом, вычистка отдельных номеров, сведение воедино сложных мизансцен первого акта. На сцену вновь вернулись ножи (часто их заменяют кубками - это проще, но менее эффектно), которые заиграли новыми отблесками: один из ребят так красиво подбросил клинок перед началом боя на ножах, что любо-дорого. Неплохо смотрелись практически все, но особенно хочется выделить двоечку цветочниц (Екатерина Иванникова, Яна Селина) в I акте, троечку девушек в сиреневом в сказочном саду II акта и восточный танец III акта (Юлия Кобзарь), который я чуть не впервые за многие годы смотрел внимательно из-за красивых рук балерины. Хорошо танцевал и Константин Зверев (эспада) - правда, делал все абсолютно так, как придумал лет десять назад Андрей Меркурьев, но без меркурьевского надрыва. Оксана Скорик не без ошибок, но уверенно исполнила партию Повельтельницы дриад. И ее и нас можно поздравить - многие годы это танцевали как бог на душу положит, теперь приятно посмотреть.
Надежда Батоева сразу вышла доказывать и побеждать. Этим вызвана, по-видимому, излишняя резкость ее движений на протяжении всего первого акта. Этакое спортивное волнение. Впрочем, волновалась она зря. Для первого выступления техника оказалась весьма убедительной, а вот задор, вызванный волнением, мешал не только актерской игре, но и руки местами заставлял отправлять не туда. Во II акте волнение было почти побеждено, но превращение в дриаду прошло не без издержек: дриада у Надежды вышла совсем какой-то деревянной. Покорение роли состоялось в гран-па IV акта (нумерую традиционно), где, в общем, балерине почти все удалось. Одним словом, если и дальше работать, как для фестиваля, через год-два у нас появится хорошая Китри. Актерскую игру я бы подшлифовал: слишком много бывает у Надежды подростковой обиды на Базиля.
Исаак Эрнандес в I акте произвел сильное впечатление и живой южной игрой, и техникой, и быстротой выверенных движений. Школа американского балета и школа нидерландского балета, помноженная на мексиканскую непосредственность. Удивило, что ни одного украшения артист не сделал в вариации и дуэтах - все, как надо. Можно было списать это на глубокое уважение к хореографическому тексту почти столетней давности. Но обычно техничные гости с темпераментом танцуют завлекательнее. В гран-па все стало ясно: прыжок у Эрнандеса приличный, но не выдающийся, вращения ровненькие, но не слишком быстрые, и только шаг по-настоящему мощный. Но надо отдать ему должное: общая изысканность роли, стильность и очарование - все это у него есть.
Это все, как водится, мелочи жизни. Потому и хочется заглядывать в балетные нюансы, что Батоевой есть куда расти и расти, Эрнандесу - осваивать наследие русской школы, а спектакль в целом был очень хорош. Достойный звания первого балетного театра планеты и балетной столицы.
Дон Кихот,
фестиваль балета,
мариинка,
Надежда Батоева,
Мариинский театр