Mar 05, 2015 09:47
Филармония
14-25 декабря 2014
14 декабря
Концерт-открытие
Ю.Темирканов в этом году подготовил к открытию фестиваля очень интересную программу английской симфонической музыки, которая исполняется у нас крайне редко и практически неизвестна.
Концертная увертюра Эдуарда Элгара "Cockaigne" ("В городе Лондоне") и "Энигма, вариации" - интересный вариант английского символизма, в котором дышит эпоха Оскара Уайлда и самый конец викторианства. На мой вкус, музыка эта существенно интереснее французских опусов того же времени (хотя наиболее интересная музыка той эпохи - русский символизм Скрябина и - с поправкой на влиявшую на него венскую школу - Сибелиуса). Мы услышали вдумчивую и философскую интерпретацию Элгара, с очень хорошим звуком оркестра.
"Озарения" Бриттена были логичным продолжением. Филармонический оркестр остался на высоте, но героиней отделения стала Ольга Перетятько - наша соотечественница-петербурженка, закончившая Университет культуры и искусств и продолжившая образование в Германии. Перетятько обладает замечательным голосом и высочайшей школой. Бриттена петь, с одной стороны, сложно; с другой - просто: не Беллини, понимаете. У Ольги получилось показать нам и силу и красоту голоса - и сделать Бритттена одушевленным (часто его исполняют механически-грубо).
Весь концерт прошел под знаком внимательной работы маэстро Темирканова и с оркестром и с солисткой. Новая для петербургского восприятия музыка прозвучала вдумчиво-глубоко.
15 декабря
Вокальный вечер Йонаса Кауфмана
Концерт Кауфмана изначально был главным событием фестиваля. Это второй визит Кауфмана в Петербург, но, несмотря на редкие концерты, у немецкого певца множество поколонников в нашем городе. И это не считая тех, кто специально приехал из Москвы и других городов, чтобы послушать Кауфмана вживую.
Удивляла только программа: немецкая камерная музыка (2 вокальных цикла Шумана, стихотворения Матильды Везендонк Вагнера; "Три сонета Петрарки" Листа в качестве приложения "не в тему" к основной программе) - явно не кауфманский конек, ибо его сильнейший тенор рожден для опер Вагнера, а не для оттенков интонирования и проговаривания красивых немецких строк. С одной стороны, Йонас удивил. Я не ожидал, что он в состоянии так выдерживать пиано и, в общем, неплохо интонировать. Это, конечно, не совсем то, что нужно, но вполне может восприниматься как особая интерпретация камерной музыки. С другой стороны, там, где можно форте, форте было настолько мощным, что ясно было: Кауфман изо всех сил сдерживается. Возможно, Лист и был введен в программу, чтобы певец оторвался и показал себя. Одним словом, хороший концерт, но по-прежнему хочется опер Вагнера. А все остальное - не про Кауфмана, включая итальянские оперы, которые я слышал в Лондоне пару раз в его исполнении.
21 января
Иэн Бостридж
Как бы для сравнения, через неделю состоялся другой концерт немецкой камерной вокальной музыки. Британский тенор Иэн Бостридж и пианист Джулиус Дрейк исполнили "Зимний путь" Шуберта. С одной стороны, исполнение было много аутентичнее. С другой, если Кауфман слишком брутален для такой музыки, то Бостридж слишком изломан и нервен. Этакий герой Достоевского, поющий любимого Шуберта. Вот эта легкая истерическая нота, которая то и дело звучала в голосе исполнителя, слегка мешала наслаждаться. Но высокий профессионализм певца и красивое выстраивание фразы (говорят, он по первому образованию филолог) перевесили.
Темирканов,
Кауфман,
Площадь искусств,
фестиваль,
филармонический оркестр