Ночи

Nov 26, 2013 13:00

24 ноября
Балет Прельжокаж на сцене Александринского театра
Фестиваль "Дягилев P.S."

Уже по традиции Пост-Дягилевский фестиваль привозит в Петербург новый балет Анжелена Прельжокажа. С одной стороны, это очень хорошо: петербургский зритель знакомится с самыми современными тенденциями французского балета. С другой стороны, не оставляет ощущение, что лучшие свои балеты Прельжокаж поставил до 2000 года. Что "Белоснежка", показанная два года назад, что нынешние "Ночи" безусловно слабее и "Свадебки", и "Весны священной", и "Парка".
В отличие от "Белоснежки", "Ночи" - балет бессюжетный, почти непрограммный. Кроме условного Востока и весьма туманной отсылки к сказкам "Тысячи и одной ночи", никакой программы в балете нет. На пресс-конференции Прельжокаж предупредил, что мы не найдем в его спектакле ни Синдбада, ни Али-бабы, ни, собственно, Шахерезады. Балет наполнен всевозможной эротикой с восточным колоритом - не более. Если и проявляются какие-то культурологические аллюзии, то они направлены, скорее, на фокинскую "Шахерезаду", чем на знаменитые сказки. На мой вопрос, что ему больше нравится ставить, сюжетные или бессюжетные балеты, Прельжокаж ответил, что бессюжетные балеты помогают находить и оттачивать элементы для сюжетных. И сравнил это с фундаментальной и прикладной наукой. Так или иначе, сюжетный балет у Прельжокажа всегда выходит лучше бессюжетного. А если получается выдающийся бессюжетный ("Парк"), то в нем прочерчен подразумеваемый сюжет.
При отсутствии культурологической мысли балет хорош целым рядом хореографических решений. Бывали у Прельжокажа балеты, после которых выходишь напрочь разочарованным. Такой балет на футурологическую тему я посмотрел в Париже осенью 2006 года (наверное, это был MC/14-22 - даже название забылось). В "Ночах" не так. В них есть эффектное медленное начало (напоминающее о турецких банях); два очень приличных дуэта; классный танец ковров (танцуют ноги под коврами, закрывающими тела артистов), переходящий в танец на коврах; классный танец на кувшинах (девушки, сидя на больших восточных посудинах, танцуют эротический танец с несколькими мужчинами, а в конце опускаются в кувшины и постепенно в них исчезают); полный эротики танец с кальянами. Даже дискотечные элементы, которые Прельжокаж любит вводить в балет и которые, как правило, сразу же губят танец, пришлись кстати: очень эффектно имитируется половой акт рядом поступательных замирающих движений. Одним словом, балет красивый, разнообразный по танцевальным техникам и отнюдь не банальный.
Только финал остался каким-то расплывчатым и несерьезным - в духе общего расплывающегося замысла. Девушки в коже за какими-то ажурными клетками производят какие-то легкие движения, никак не соответствующие намеченной тематике садо-мазо. Это при том, что энергетику насилия Прельжокаж весьма и весьма умеет передать. Стилизация под Восток растопила несерьезностью сама себя. А ведь по "Тысяче и одной ночи" какой балет можно было сделать!

Дягилев P.S., Ночи, Прельжокаж, Петербург

Previous post Next post
Up