Recherche Ensemble (Германия)

Dec 17, 2012 00:51

16 декабря
Малый зал филармонии
Фестиваль "Площадь искусств"

Фестиваль "Площадь искусств" предложил нам послушать замечательный ансамбль, исполняющий авангардную музыку (начиная с новой венской школы). Показательно для консервативного Петербурга: Малый зал был заполнен лишь наполовину, мало кто из причисляющих себя к меломанам посетил этот концерт. Традиционную публику, наполняющую залы, где звучит классическая музыка, основательно разбавили студенты консерватории и молодежь, увлеченная авангардом. Не менее странно отсутствие публики, традиционно посещающей Курехинский фестиваль и редкие концерты импровизационной музыки, ибо сегодняшняя программа, как кажется, соединяет классику с современностью. Этот "линк", по-видимому, не известен у нас ни слушающим классику (в том числе современную), ни слушающим современную (в том числе электронную) музыку.
Красивой рамой концерта стал так называемый "классический аванград". Концерт начали трио (скрипка, виолончель, фортепиано) Шнитке, закончили камерной симфонией (флейта, кларнет, фортепиано, скрипка, виолончель) Шенберга. И то и другое сыграно блестяще. К слову, традиционно считается, что ранний Шнитке мелодичен, а поздний нет. По-видимому, все зависит от исполнения.
Между ними прозвучали экспериментальные музыкальные тексты: струнное трио Хельмута Лахенмана (не очень меня заинтересовавшее, но, по-видимому, важное в общем замысле концерта для представления идеи "инструментальной конкретной музыки"), "Альт в моей жизни" Мортона Фельдмана, пьеса для флейты соло Брайана Фернихоу (блестяще сыгранная, под молодые студенческие "браво", напоминающая соло саксофонов из импровизационной музыки), наконец, довольно традиционное сочинение Генри Коуэлла (если я правильно понял - программа по ходу концерта была сильно изменена). Таким образом, нам был исчерпывающе представлен америанский авангард - вокруг Джона Кейджа, которому будет посвящен отдельный концерт фестиваля. В эту линию экспериментальной музыки хорошо встроился опус студента Петербургской консерватории Юрия Акбалькана, единственным недостатком которого можно назвать непомерную длинноту, ибо все сочинение построено на одной идее. Ансамбль сам просил молодого петербуржца сочинить пьесу, Акбалькан справился. Приятно, что наши современники ориентируются на новую западную классику - еще десять лет назад максимально прогрессивным ориентиром был Шостакович.
Успех исполнения такой музыки всецело зависит от професионализма музыкантов. Ансамбль Recherche очень крут. Особенно выделяются Мелисса Мелингер (скрипка), Åsa Åkerberg (виолончель) и Мартин Фаленбок (флейта). Здорово, что фестиваль "Площадь искусств" расширяет репертуар и знакомит нас с современной классикой в одном из лучших исполнений.

джон кейдж, recherche ensemble, фестиваль, шнитке, Площадь искусств, акбалькан, ланхеман, коуэлл, ансамль решерш, фернихоу, Петербург

Previous post Next post
Up