Jun 13, 2012 16:09
12 июня
Михайловский театр
Фарух Рузиматов на сегодняшнем безрыбье танцовщик почти легендарный. Вот уже лет двадцать, обсуждая нового премьера, мы с друзьями неуклонно отмечаем: неплох, но вот этим и этим до молодого Рузиматова не дотягивает. В одном из старых интервью Фарух обещал танцевать до 70-ти лет, как Плисецкая. Поглядим. Пока в свои почти пятьдесят он в очень хорошей хореографической форме.
Впрочем, Рузиматов не бог, как считают восторженные поклонницы, есть и у него целый ряд отрицательных черт. Среди прочих - полное отсутствие вкуса при выборе хореографа и хореографической продукции. Бенефисы Рузиматова, в былые времена случавшиеся в Кировском/Мариинском театре раз в пять лет, бывали и блестящими и провальными (из последних особенно запомнился тот коротенький бенефис начала девяностых, на котором Фарух решил представить собственные хореографические опыты) - в зависимости от того, что танцевал Фарух и как строил программу. Последний мариинский бенефис (2006?) оставил очень хорошее впечатление. Нынешний же из числа провальных.
И дело тут не в танцовщике Фарухе. Танцовщик Фарух смотрится классно, так как не делает того, что уже не может. А пластика и руки у него все те же. Дело в артисте Фарухе, готовившем этот концерт. Ну не может человек, для которого ставили Бежар и Пети, позволять себе танцевать опусы Николая Андросова.
Открывавший концерт номер "Движение", а затем танец кули из "Красного мака" сразу объяснили нам, что это за хореограф. Чуть облагороженный вариант балета "Тодес" - такой Тодес для продвинутых. Весь танец строится на одном движении, движение избитое, без конца повторяющееся. Повтор на повторе даже в танце премьера. И наконец, ни одной собственной идеи, все не то что вторично, а четвертично - надергано из самых раскрученных номеров, много раз процитированных и заархивированных хореографов прошлого. "Танго", если бы не замечательные руки Рузиматова (уверен, что такие руки придумал сам Фарух, а не Андросов), смотреть было бы скучно. "Весна священная" еще хуже, ибо этот балет имеет долгую сценическую историю. Сидишь и ловишь Андросова: было, было, было. Но верхом бесстыдства оказалось "Болеро, или Тахар". В центре балета - "Болеро", попросту украденное у Бежара (вплоть до идеи - ведь это Бежар, между прочим, придумал сделать из музыки Равеля языческий обряд) - и сильно при этом опошленное. Все, что вокруг "Болеро", - полнейшая дребедень и пустота (берберские и армянские песнопения мне, впрочем, понравились). С давних времен удивляюсь я на Фаруха: ну как не отличает он хорошую хореографию от пустой, Хореографов от тех, кто называет себя хореографами. Не станет от никогда великим танцовщиком - для этого нужен вкус, культура, мудрость. Пишу это с большой горечью, ибо ни по одному другому танцовщику я в своей жизни не фанател так, как по Фаруху Рузиматову.
Ну что бы, казалось, не сделать бенефис силами Михайловского балета (который много профессиональнее "Русских сезонов"), задействовать петербургских солистов, пригласить парочку зарубежных звезд и, главное, найти по своим сегодняшним силам действительно хореографию, а не пошлятину. Да, к сожалению, ничего уже не поставят для Рузиматова ни Бежар, ни Пети. Но в Михайловском театре работает настоящий хореограф! К нему вы обращаться не пробовали?
Говорят (не дождался я конца тягомотного Тахира), в конце концерта Фарух исполнил в память о Долгушине бежаровскую "На смерть поэта". Дабы все андросовское убожество видно было? Впрочем, судя по реакции зала, нынешним фанатам Рузиматова и Андросов - Петипа.
P.S. Из всех приглашенных внимания заслуживает только Игорь Колб. В очередной раз он продемонстрировал, что не надо бы ему совсем танцевать классическую хореографию. В па-де-де из "Лебединого" вызывал только сочувствие. Зато когда вышел в номере "Начало", показалось, что перед нами совершенно другой артист. Настоящий. Ну создан Игорь для контэмпорэн, зачем он танцует не свое?
гала-концерт,
Михайловский,
Рузиматов,
Игорь Колб,
гала,
Фарух Рузиматов,
Николай Андросов,
Тахир