Dec 20, 2011 01:14
18 декабря
Михайловский театр
Надежд на этот спектакль было очень много. Несмотря на то, что Дуато никогда раньше не ставил сюжетного балета и никогда раньше не ставил длинного балета.
Пролог задал неплохой уровень. Смутило лишь то, что разные феи были абсолютно одинаковы по хореографическому рисунку. По этой причине, в сравнении с постановкой Петипа, феи заранее проиграли - несмотря даже на то, что каждой приделали по ненужному кавалеру. Типа, феи замужем. Очень ярко вышла злая фея Карабос. Мы с другом давно хотели увидеть Фаруха в этой партии еще у Петипа-Сергеева. Но на хореографию Дуато, тем более в Михайловский театр, Фаруха надо звать обязательно. Хорошо получилась и сцена паники перед появлением Карабос, выполненная с тонким юмором.
Первый акт начался замечательно поставленным вальсом: просто и потрясающе изысканно, как умеет Дуато. Дальше же пошло сплошное разочарование. Как будто идеи Петипа максимально упрощены под провинциальную труппу. В особенности - адажио четырех кавалеров: пересказ Петипа "своими словами". Партия Авроры технически стала значительно легче, одну вариацию просто вычеркнули, совместив со сценой укола. Вдобавок специально приглашенная на Аврору Светлана Захарова исполнила все элементы настолько грязно, с таким количеством ошибок, что, возможно, Дуато теперь подумывает: а не упростить ли Аврору и еще?
Партия Феи Сирени совершенно невразумительна, а в исполнении Екатерины Борченко и совсем непонятно, зачем введена. Борченко по уровню танца производит впечатление солистки Национального балета Исландии. Остальные феи еще ниже уровнем, кроме, пожалуй, Марии Дмитриенко, у которой хоть что-то получается.
Когда Флорестан понес заснувшую дочь на руках, стало понятно, почему роль короля доверена Марату Шемиунову. Кому же еще?
Второй акт оставил совершенно другое впечатление. Вкусная, тонкая стилизация под русский классический балет времен великого Мариуса. Остался только неразрешимый вопрос: а зачем нужно это дело стилизовать, если такая же стилизация идет на сцене Мариинки под названием реконструкции? Почти блестяще выступил Леонид Сарафанов - особенно на фоне халтурившей (или до сих пор выходящей из декретного отпуска?) Захаровой. Натянутый с первого появления на сцене, в образе, с тонким лирическим танцем и без ошибок. Тут, впрочем, стоит сказать, что технически партия принца почти осталась в веке "до Нижинского". Партия Карабос во втором акте показалась уже вполне типовой, не такой яркой, как в прологе или первом акте.
Третий акт больше запомнился небесной декорацией, чем танцем. Я надеялся, что хоть сказки окажутся по-настоящему интересными. Кот и кошечка вроде бы оставили загадку. Но дальше получилась зажеванная кинопленка со старым сергеевским вариантом Кировского театра. Полный список сказок из программки сработал только на общем выходе. Отдельными номерами сохранились абсолютно не интересная Красная Шапка и сильно урезанное па-де-де Голубой птицы. Понятно, что, как сказал Дуато в программе, приходилось учитывать возможности труппы Михайловского театра. Но бог мой, да отдать вариации Голубой птицы принцу, и дело с концом. Вариации Птицы нет вообще, после дуэта сразу начинается кода. Движения птицы абсолютно те же, какие мы с детства привыкли видеть. Только в дуэте, пожалуй, находится два-три интересных решения.
Па-де-де Авроры и Дезире, опять же, облегченный Петипа-Сергеев. Линии почти те же, у принца вместо одного круга другой. У Авроры все что есть интересного - либо цитата, либо перефразирование Петипа. Захарова вновь была грубой. Для такой хореографии нужна большая актриса - типа Лакарры (которая, по слухам, может и исполнит нам этот балет). Впрочем, медленная диагональ в исполнении Светланы очень понравилась.
Главная беда этой постановки, как кажется, в том, что Дуато сохранил общий рисунок гениального балета. Нужно было переставить все, возможно, слегка изменить сюжет. А так, во-первых, на фоне Петипа не канает, а, во-вторых, слишком тянет взять и процитировать. Кроме того, на фоне Петипа стиль Дуато кажется неуместно резким и пошловатым.
Что ж, первый блин и должен быть комом. Поглядим, что будет дальше.
Мария Дмитриенко,
михайловский,
Сарафанов,
Михайловский,
премьера,
Дуато,
Рузиматов,
Фарух Рузиматов,
Захарова,
Шемиунов,
Спящая,
Михайловский театр