Oct 21, 2011 17:50
19 октября
Гастроли Театра Сан-Карло
Мариинский театр
Первым впечталением было разочарование. Оркестр театра Сан-Карло для Европы средненький, под управлением Донато Рензетти звучит громко и резковато (впрочем, в оркестре, в отличие от гергиевской грязи, слышно все). Хор вполне сравнимый с хором Мариинки - поет прилично, но тоже громко и грубо, давит на уши - хорошо знакомый нам трюк. Солисты очень посредственные. И что совсем огорчает: Рензетти глушит их в массовых сценах вполне по-гергиевски.
По ходу спектакля в целом стало нравится больше. В отличие от итальянской оперы на Мариинской сцене, худо-бедно, но нам продемонстрировали ансамбль: есть общий замысел спектакля, солисты и хор поют не кто во что горазд, а в рамках этого общего замысла, да и общая культура исполнения все же повыше мариинской.
Что не отменяет личных претензий к солистам. Кристин Льюис (Недда) очень крикливое сопрано, за громкостью прячущее неудачно взятые ноты. Карл Таннер (Канио), самый титулованный из всех, пел настолько по-типовому, что слушать было скучно. Даже арию оттарабанил, взял все ноты, но ни одной не подержал (овацию после арии не понял - то ли публика услышала знакомую музыку, то ли совсем соскучились по тенорам с Ахмедом Агади и Максимом Аксеновым). Дарио Солари (Тонио) на его фоне был интереснее, но это только на его фоне. Пел, похоже, на пределе возможностей, но не хватило ни лиризма в прологе, ни сволочизма во втором акте. Похож на Максима Поташова из "Что? Где? Когда?" - надувает губы и очень уважает себя. Симоне Пьяцолла (Сильвио) пел даже прилично, но уж больно тембр и манера пения напоминают всех баритонов мира - как у Герелло). Придраться особо не к чему, но противно. Лучше всех Франческо Марсилиа (Беппо) с красивым итальянским тенором со слезой.
Тем не менее, спектакль удался. Режиссура настолько хороша, что искупает всю мелкость вокала. В первом действии бросаются в глаза два главных прокола. Во-первых, если уж переодевать публику паяцами, то пусть и во время представления (второе действие оперы) персонажи играют во фраках. А то, понимаете ли, Недда остается в том же платье, а Канио, Тонио и Беппо одеваются в традиционные костюмы. Во-вторых, очень попсово смотрится озеро слез во время арии Канио - особенно при таком банальном вокале. Это как монолог Гамлета, выкинутый из пьесы Шекспира: надо чем-то заполнить главный попсовый номер, так вот вам по полной программе. Но во втором действии (спектакль паяцев) режиссура (Даниэле Финци Паска) на высоте: блестяще работает группа акробатов, постоянно включаясь в действие, трагические и комические моменты чередуются с небывалой быстротой, деревянная игра актеров и жестикуляционный лиризм актробатов соседствуют на одной сцене. Даже вода от арии Канио оказывается в тему: она принимает участие в действии. Финал объединяет акробатов, солистов и "публику" в едином аффекте. Ощущение очень сильное.
Одним словом, получив значительно меньше ожидаемого от музыки и вокала, мы, тем не менее, увидели очень красочный спектакль. Что ж, хотя бы так.
Карл Таннер,
гастроли,
Симоне Пьяцолла,
Дарио Солари,
театр Сан-Карло,
Кристин Льюис,
Даниэле Финци Паска,
Франческо Марсилиа